А театр! Кустари старых боен едва ли раз в год хаживали в театр. Трудно сразу объяснить, какими причинами вызывалось это неуважение к театру, но оно управилось на бойнях крепко. Теперь комбинатчики путешествуют в театры не реже 2 раз в месяц. Случилось так, что председатель завкома по шефским делам отлучился в совхоз как раз в те самые месяцы, когда эта замечательная метаморфоза только - только начала обнаруживаться на комбинате. Вернувшись, он был как - то спрошен о том, как распределяются в цехах театральные билеты. Он возмутился:
- Что вы хотите, товарищи? Мы своих людей и по бесплатным билетам в театр загнать не в силах, а вы хотите, чтобы они еще на свой счет отправились!
Люди смотрели на него удивленно. Он на них - тоже. А все объясняется просто: предзавкома долго отсутствовал. За это время новый комбинат радикально изменил нравы рабочих старых боен. Многие ли из них имели раньше дело с книгой? Теперь же комбинатчики абонируются в библиотеках, посещают книжные киоски, расспрашивают сведущих, грамотных читателей о хороших книжках. Да, все это кажется чудом. Но он и есть чудо, этот изумительный, чистый, ритмичный красавец - мясокомбинат.
К чему же, однако, все это написано? Отнюдь не для одних восторженных излияний. В последнее время профессиональные и комсомольские организации что - то уж больно положились в перевоспитании людей на самое чудо Мясокомбината. Замерло по крайней мере движение «за маникюр и галстук в цехах», ослаб интерес к чистоте рук и ногтей, к внешней опрятности рабочих, к внедрению новой культуры труда и обихода. Менее внимательно следит теперь и сам комсомолец за чистотой своего воротничка на работе, да и вообще - то реже стал носить воротничок, возвращаясь сплошь и рядом к косоворотке или фуфайке.
Нехороший, опасный признак. Разрастаясь, он может вырыть глубокую пропасть между комбинатом и его людьми, ибо комбинат - это чистота, блеск, организованность, стройность, а иные люди при отсутствии воспитательной работы нет - нет да и вспомнят нравы и внешний обиход старых боен. И получится так, что все, что одето на людей комбинатом: белая куртка, белая «хирургическая» шапочка, - это будет блистать; а все, что под низом: рубашка, пиджак, фуфайка, - это будет серым, мятым, неряшливым. И дело ведь не в самом воротничке, не в маникюре, а в том, что эти пустячные сами по себе вещи углубляют и подчеркивают в человеке культуру его труда, культуру всей его жизни. Кто не знает, что чистый, выглаженный костюм, хрустящий воротничок, опрятные руки, без длинных и грязных ногтей, - кто не знает, что все эти мелочи незаметно помогают человеку быть свежим, организованным, точным, увеличивают его аппетит к работе, облегчают взаимоотношения с хорошей, хрупкой книгой и, наконец, с соседом и другом?
Но это знание нужно воспитывать. Вредно и не очень умно полагаться во воем на индустриальное чудо комбинате: оно, дескать, и без нас воз действует на людей, перекует их, перевоспитает. Нет, товарищи, без участия организаторов, воспитателей, общественников самое замечательное индустриальное чудо не сможет воспитать новых людей. Введите - ка, комсомольцы, в систему ваши замечательные начинания по внедрению маникюра, воротничка и галстука в производственный быт комбината, где одна из операций сама, в конце концов, наталкивает на мысль об установлении новых, железных законов чистоты, культурности, точности, нового стиля жизни. Это так называемый «туалет», где люди в белоснежных халатах и шапочках совершают последний обряд над тушей, срезают куски с запекшейся кровью, следы старых болячек животного, убирают, наконец, ножами все, что на туше висит некрасиво и рвано.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.