Мне кажется, хорошо было бы создавать небольшие коммуны из коммунистов в одном доме с общей кухней и столом. Я могу привести следующий пример: работая в гор. Вязьме, Смол, г., мне пришлось жить в коммуне из коммунистов и комсомольцев. Были там и холостяки и женатые. Всего 14 человек. Часть жила в этом доме, а часть приходила только столоваться. Нам обходилось очень дешево. По ценам 26 года по 15 - 16 р. в среднем с человека в мес. На эти же деньги мы выписывали газеты и журналы и даже приобрели радио – приемник.
В заключение я хочу сказать, что нельзя бросаться в панику, а нужно на деле строить новый быт.
Л. Михеенко (Гжатск, Смоленск, губ.)
Прочитав рассказ А. Скворцова «Право на сентиментальность» в № 9 «Смены», я хочу высказать следующие замечании по поводу прочитанного.
Сомневаться в антирелигиозности Сухова, конечно, не приходится. В этом убеждает его спор с Вершком о необходимости антирелигиознику иметь научный фундамент. Вершок ничего подобного не хочет знать. «Нет бога, и Алеша - ша». Таким голословным утверждением в наше время не отделаешься. Теперь о (главном. Сухов потерял самого близкого, любимого друга - мать. Ему трудно спокойно перенести смерть матери, и чувствительность, вызванная таким событием, - вполне естественна. В том, что сердце - не камень, винить его нельзя. В этом случае он имеет «право на сентиментальность», и укорять его напрасно.
Однако Сухов взял от крестьянина крест, как память о матери. Это еще не значит, что он верит в бога. Но дело в другом. Ни под каким предлогом он не должен был брать крест или хранить его. Ни в коем случае! В этом его главная вина. Крест так и остается предметом одурманивания, фетишем, как у дикарей. Сухов - комсомолец и должен в отношении к таким пережиткам быть твердым. Совершенно возмутительно поведение Вершка и Гамарина. Первого, как воспользовавшегося поводом для травли и насмешек над товарищем. Гамарин же виноват в том, что он, дабы, не уронить себя перед Вершком, казенным и холодным тоном обрушился на Сухова, не разобравшись в сути дела. Такой подход неправильный. Товарищи должны были войти в положение Сухова, осторожно разобраться во всем и взаимным путем уладить недоразумение.
М. Гришин («Черное Озеро», Моск. - Каз. ж. д.)
При чтении рассказа Скворцова воз - пикают серьезные вопросы. Мы безбожники. Мы не верим в кресты так же, как в богов и чертей. Но мы на стороне Сухова (несмотря на то, что один из нас - комсомолец). Ведь комсомолец Сухов взял крест не потому, что придает ему какое - либо религиозное значение. Гамарин напрасно сомневается в том, что Сухов, взяв крест, не может быть хорошим антирелигиозником. Только не надо раздувать историю и из мухи делать слона. Комсомолец Сухов взял крест, лишь как память о горячо любимой им матери.
Лешка Вершок (в рассказе) не по - товарищески отнесся к Сухову, его «вершковские» остроты в момент тяжелых переживаний Сухова, были не совсем уместны. Также нехорошо поступят комсомольцы, если Сухова «вышибут» из организации. Заголовок рассказа, по - нашему, не соответствует его содержанию. Мы не видим здесь никакой сентиментальности. Возможно, что мы и ошибаемся, но пока мы так думаем.
Ученики Камышинской ж. - д. школы.
Василий Жарков и Иван Голднов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Вопрос читателям и начинающим поэтам и писателям из молодежи