Что такое «Свенска юнгдум»?

Алексей Думов| опубликовано в номере №1047, январь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Студентка

«Среднестатистический» шведский студент выражает меньшее недовольство режимом своей страны, нежели его собратья в других западных капиталистических странах. Таков вывод недавнего опроса, проведенного одним из американских институтов общественного мнения в 16 западных и развивающихся государствах. Пожалуй, это определение близко к истине. Политическая активность, присущая студентам крупных капиталистических государств, в Швеции проявляется намного слабее. Но это, как говорится, в целом. А в частности?

...Катарине Енгберг 20 лет. Выходец из пролетарской среды, коммунистка, студентка, она изучает экономику и русский язык. Впервые я услышал о ней осенью 1969 года в радиопередаче, посвященной проводившейся тогда кампании против формирования у школьников буржуазного мировоззрения. Катарина, будучи председателем Всешведского союза школьников, возглавила это «движение против индоктринации в школе».

Живет она далеко от Стокгольма — в Мальмё, и, собираясь писать эту статью, я решил обратиться за интервью к ней по почте. Через неделю на десяток моих вопросов пришел ответ.

Подобно многим шведским студентам, Катарина вынуждена сочетать учебу с работой. «У меня двадцатичасовая рабочая неделя в школе», — пишет она. Помимо этого, Катарина уделяет много времени работе в коммунистической партийной организации Мальмё и в группе социалистической молодежи в школе. С поста руководителя Всешведского союза школьников ей пришлось уйти из-за травли, которую начали против нее и других бойцов за объективность информации пресса и ряд буржуазных организаций.

Катарина получает большое удовлетворение от своей работы и жизни, поскольку уверена, что ей удалось «найти себя». Вместе с товарищами она изучила различия в жилищных условиях населения Мальмё. «Мы показали, что трудящиеся живут скученно и в худших районах, а высший класс и часть среднего — в виллах на побережье». Детально занималась она также проблемой искажения послевоенной истории в шведских учебниках, проштудировав, как она говорит, «материалы, создающие иную, верную картину».

Катарина отдает себе отчет в том, что Швеция, «входя в мировую империалистическую систему, тем самым способствует эксплуатации порабощенных народов». Национальное богатство Швеции создается не только за счет ее солидных природных ресурсов и умения шведов трудиться высокопроизводительно, блестяще организовывать производство. Швеция, как и другие капиталистические страны, занимается перекачиванием средств из «третьего мира», а также нещадной эксплуатацией иностранных рабочих у себя дома.

Катарина не верит в теорию «конфликта поколений на Западе», считая, что ее выдвигают с целью отвлечь внимание от классовых противоречий. «Молодежь с разных сторон бомбардируют множеством фактов, — пишет она. — Средства массовой информации оказывают на молодежь сильнейшее давление. Многим наверняка нелегко разобраться в информационном потоке. Но, несмотря на это, все большее число молодых людей становятся политически сознательными, хотя пока что абсолютное большинство молодых шведов завязло в погоне за материальными благами. В целом же шведское общество и шведская молодежь левеют. В этом отражается рост противоречий как во всем капиталистическом мире, так и в самой Швеции. Мои ровесники выросли в годы вьетнамской войны, которую они никогда не забудут».

О том, что скрывается за двумя словами — «свенска юнгдум», можно написать не одну книгу. Облик шведской молодежи противоречив, черты ее изменчивы. Но те два молодых стокгольмца и девушка из Мальме, о которых я рассказал, характерны для нового поколения Швеции, ибо они уже пришли к идеалам, к которым пока что ощупью, с трудом пробиваясь сквозь декорации, воздвигнутые умелыми режиссерами буржуазного общества, движется значительная часть молодых шведов.

«...Этот богатый буржуазный город догадался запрятать и прикрыть язвы и струпья капиталистического неравенства, нищеты, проституции. На окраинах, там, где обычно нескончаемо тянутся жалкие рабочие пригороды, он выстроил просторные кварталы щегольских особняков новомодных жилых блоков, Улица обрывается прямо у озера, у чистенькой лесной опушки; запах хвои доносится в лифт, в квартиру седьмого этажа; стокгольмцы восклицают, что они покончили с городской беднотой. На самом деле она осталась в столице, только сжата кольцом новых кварталов снаружи, подтянута режимом уличного приличия».

Это написано Михаилом Кольцовым в его стокгольмском очерке «Бывший Северный Рим» 35 лет тому назад. Это кажется написанным сегодня.

В минувшие годы Европу терзала небывалая в истории война, которая унесла 50 миллионов человеческих жизней. «Тихая нейтральная страна» любимица фортуны Швеция вновь осталась в стороне. Но несправедливый социально-экономический уклад жизни в ней тоже остался. Его не устранить тщательно отмеренными подачками трудящимся, не скрыть ложью пропагандистской машины. Об этом только что сказали сами молодые шведы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рабочий — пахарю

Рассказ о рождении новой машины, о трудовых поисках и свершениях молодых рабочих ХТЗ в преддверии съезда партии