Быть может, вы скажете, что это «трудовой подвиг»? А я скажу по-другому: именно такая жизнь доставляла мне наслаждение. Человек живет, чтобы наслаждаться жизнью, только разный смысл вкладывает в это понятие. Для кого-то верх удовольствия — выпить с приятелем, дождаться конца рабочей недели и съездить на рыбалку. А мне думается — для человека высшим наслаждением является занятие любимым делом.
Теперь, пожалуй, сорок два километра за ночь мне не пройти, годы не те, хотя все же...
Отто Николаевич замолчал, а я подумал, что это «все же» вполне можно отнести к моим впечатлениям прошлой осени. Когда вскрыли знаменитое захоронение «сунгирьских мальчиков», Отто Николаевич буквально дневал и ночевал на раскопе. Стояла дождливая и ветреная осенняя погода. Профессор Бадер в своем длинном, чуть не до пят, специально сшитом владимирскими друзьями одеянии проводил долгие часы под открытым небом, ведя поистине ювелирную работу по расчистке захоронения. Прошли дни и ночи, над раскрытым захоронением поставили дощатый колпак, загудела маленькая печурка, давая минутное тепло, а археолог продолжал свой самозабвенный труд.
— Скажите, Отто Николаевич, какова главная цель вашей работы — открытие; находка?
Мой собеседник ответил после небольшой паузы:
— Конечно, открытие в жизни археолога (как, видимо, и человека любой другой профессии) имеет особое значение, это как бы этап на большом пути... Но самое интересное для меня — процесс исследования, во время которого я живу в огромном мире археологии, свободно путешествую по странам и эпохам. И, знаете, я думаю, что именно здесь следует искать корни неистребимого оптимизма, который присущ всем людям, увлеченным своим делом. Говорят, я удачлив, а знали бы вы, сколько в моей жизни было провалов! Но никогда, ни разу не впадал я в отчаяние! И вовсе не потому, что «брал себя в руки», заставлял себя не отчаиваться. Просто я точно знаю, что на моем долгом пути неудачи так же неизбежны, как и удачи. А любимое дело всегда со мной. Оно и утешит и поддержит в трудный момент.
— Ив этом смысле открытие, находка...
— Ив этом смысле открытие, находка оказываются лишь закономерным итогом главного, что есть в жизни человека,— труда, любимой работы! А вот если мы с вами поставим вопрос иначе, скажем, что цель человека — успех, удача, то это может обернуться трагедией для него: каждый срыв станет источником отчаяния и пессимизма...
— Иногда достижение успеха превращается в самоцель из-за честолюбия, весьма часто присущего молодежи...
— Это верно. Однако честолюбие, если оно ограничено разумом и главным образом соответствующим воспитанием, полезное и динамичное качество. Вам приятно, когда вас хвалят, вам лестно внимание окружающих, вы, наконец, далеко не безразличны к славе. Все это хорошие стимуляторы продуктивной деятельности. Так что скорректированное, «воспитанное» честолюбие я бы не относил к разряду отрицательных качеств.
— А в каких случаях, по-вашему, честолюбие проявляет себя отрицательной стороной? И каким образом «облагородить», воспитать честолюбие?
— Тогда сначала ответьте вы мне: неразборчивость в средствах к достижению цели, беспринципность, непорядочность, наконец,— способствуют ли эти качества достижению успеха, а значит, и удовлетворению личного честолюбия?
— Как когда...
— Точнее! — поднял палец профессор.
— Что ж, беспринципность и непорядочность иной раз могут способствовать личному успеху. Однако рано или поздно карьеристу, проходимцу воздастся!
— Что значит «воздастся»? Кем воздастся? Не господом ли богом?— Бадер энергично покачал головой.— Будем откровенны. Бывает, честолюбец достигает успеха нечестным путем и нередко никакого возмездия при жизни за это не получает... Но чем же определяется в конечном счете вредность или полезность личных качеств? Думаю, законами внутреннего взаимодействия системы «личность — общество». Проходимец и его методы вредны — и это решает все. Аморальность недопустима не только из высших, абстрактных соображений, но и из практических интересов общества.
Вкратце подытоживая сказанное, я бы ответил на ваши вопросы так: честолюбие проявляет себя отрицательной стороной, когда человек неразборчив в средствах к достижению цели, нечистоплотен, беспринципен. Из этого следует, что «воспитание» честолюбия как некоего нравственного двигателя должно идти через воспитание в человеке высоких моральных качеств.
И еще одно. Поскольку тезис «воздастся» беспочвен, то воздавать должны мы сами, немедленно, каждый раз, когда столкнемся с «негативными» поступками. И это тоже необходимо воспитывать в человеке.
— А если молодой человек не любит своего дела? Может к нему прийти успех?
— По-настоящему крупный — нет. Если человек не любит своего дела, это большое несчастье.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.