«Чкалов» идет на Диксон

А Гарри| опубликовано в номере №757, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом году мне довелось совершить поездку по Енисею от Красноярска до острова Диксон. Мы ехали на комфортабельном трехпалубном речном лайнере «В. Чкалов». Вел теплоход комсомольско - молодежный экипаж, возглавляемый тридцатидвухлетним капитаном Степаном Фоминым. Первому штурману, заместителю командира корабля Кеше Копееву, было двадцать пять лет, второму помощнику - столько же, боцману - двадцать три года, рулевым - лет по двадцати, матросам - еще меньше, а масленщикам - практикантам - и вовсе лет по шестнадцати - семнадцати.

Теллоход представлял собой комплекс сложнейших механизмов и приборов, специально установленных для того, чтобы обеспечить безопасность плавания в условиях бурного Енисея, Чувствительный радиолокатор позволял видеть не только очертания берегов или льдин, но даже и отдельные бакены, эхограф непрерывно выписывал на ленте профиль дна, эхолот показывал глубину под килем...

Рейс наш был рассчитан на одиннадцать дней, но продлился девятнадцать: разыгравшийся шторм нагнал в устье Енисея ледяные «поля», и наше судно затерло - дальше, через океан, нас повели ледоколы.

С большим интересом наблюдал я за работой команды - за потомственными речниками, детьми и внуками енисейских шкиперов, рулевых, штурманов и капитанов. Во время этого трудного плавания они работали четко, как хорошо слаженный механизм. Мы не слышали здесь ни одного бранного слова, ни одной грубости, не видели ни одной ссоры. Этими наблюдениями я поделился с сопровождающим наш теплоход семидесятичетырехлетним капитаном - наставником Василием Васильевичем Ильинским, плававшим по Енисею еще сорок два года назад.

- Да - а... Другая жизнь, - ответил Василий Васильевич. - Нас воспитывали иначе!... Пять лет, говорите, вы здесь не бывали? По - нонешнему это очень долго. Глядите, что мы за это время соорудили!...

Теплоход шел мимо гигантского лесопромышленного узла: бесконечная линия заводских корпусов, механизированных леспромхозов, рабочих поселков протянулась по берегам Енисея километров на двести. В устье Ангары, у деревни Стрелка, возвышается сейчас крупнейший в Союзе шпалорезный завод. Мощные портальные краны грузят готовую продукцию, плавучие самоходные краны «Блейхер», изготовленные руками наших друзей - немецких рабочих, поднимают на суда могучие стволы сибирской сосны. Буксиры тянут баржи с «зеленым золотом» на красноярскую лесоперевалочную базу Базаиха. Отсюда тяжеловесные железнодорожные составы увезут древесину на новостройки среднеазиатских республик, в Китай, в страны народной демократии...

... Наш теплоход подошел к Туруханску. Мимо, по Нижней Тунгуске, самоходные баржи везли продукты, оборудование, материалы. Везли за тысячу километров вверх, в глубину енисейской тайги. Здесь сошел на берег наш попутчик - ученик Ленинградского нахимовского училища Виктор Константинов, прибывший в отпуск домой...

Мы миновали Игарку, подошли к Дудинке и отсюда на поезде отправились в Норильск. Северный полярный круг мы пересекли еще выше Игарки...

Норильск расположен у семидесятой параллели, в районе вечной мерзлоты. Но, как и во всех советских городах, на его площадях и улицах зеленеют цветники и скверы. Около ста тысяч жителей населяют город. Только за последние полтора года по путевкам комсомола сюда прибыли шесть тысяч юношей и девушек.

Летом дети Норильска отдыхают в пионерском лагере «Таежный». Лагерь принимает ежегодно около пяти тысяч советских ребят, почти исключительно из далеких заполярных городов. Здесь пионеры проводят шестьдесят пять дней в году. Лагерь прекрасно оборудован: канализация и водопровод, спортивные площадки, ферма юннатов, плавучие бассейны для купания с регулируемой глубиной дна, мастерские. Пионеры живут в нарядных теремках, построенных в древнерусском стиле.

... Мы миновали Усть - Порт на Енисее и подошли к конечной цели нашего путешествия - острову Диксон, который недавно стал самостоятельным административным центром - районным поселком. В состав этого района входят сам поселок - крупнейший транзитный и перевалочный порт в Арктике, - зимовки, разбросанные на материке и на окружающих островах, а также плавучие арктические станции «Северный полюс - 6» и «Северный полюс - 7». Здесь, в Диксоновском районе, мы видели ненецкие чумы рыболовецкого и охотничьего колхоза - миллионера имени С. М. Кирова. Рядом с чумами стояли стандартные дома. Ненцы переселяются в коттеджи, привыкая к ним постепенно: днем живут в домах, а ночуют в чумах. На научной станции, приютившейся среди нагромождений дикого камня, ведутся работы по плану Международного геофизического года.

Всюду, где бы мы ни побывали, совершая это увлекательное путешествие, мы видели, как расцветает жизнь на далекой северной окраине. Здесь все поражало: и плавающие научные поселки, н каменные громады Норильска, выстроенные на вечной мерзлоте, и ледяное хранилище, вырубленное в грунте для Устьпортовского рыбоконсервного завода, в камерах которого, как дрова, штабелями лежат полутораметровые осетры, и масштабы енисейского лесопромышленного узла - все говорило о самозабвенном творческом труде советского человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены