Четырнадцать незабываемых дней

опубликовано в номере №779, ноябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тот, кому посчастливилось принять участие в Венском фестивале, не забудет этих прекрасных, неповторимых дней. Юность земли собралась в моем родном городе. Древние улицы и площади Вены никогда не были свидетелями такого бурного ликования. Никогда не слышала наша знаменитая музыкальная Вена таких звонких, жизнерадостных песен. Молодые посланцы всех стран встретились, чтобы лучше узнать друг друга, чтобы поговорить о будущем, чтобы подружиться и сказать ненавистной войне свое твердое «нет». И хотя с тех пор прошло более двух месяцев, каждая улица, каждая площадь Вены живо напоминает мне об этом великом празднике. И не только мне. Тысячи юношей и девушек бережно хранят в своих сердцах воспоминания о фестивале, о замечательных знакомствах, о романтических встречах на берегу голубого Дуная.

Думаю, что читатели «Смены» не откажутся совершить со мной небольшую прогулку по городу. Конечно, не праздную прогулку, а чтобы познакомиться с молодыми венцами и поговорить с ними о фестивале. Ну что ж, отправимся в путь, мои дорогие советские друзья.

... Итак, мы в рабочем районе Вены - Флоридсдорфе. Стучимся в первую попавшуюся дверь. Навстречу выходит юноша лет двадцати.

- Гейнц Скала, - представляется он, протягивая руку.

Гейнц работает слесарем на одном из венских заводов.

- О том, что в Вене предполагается провести всемирный праздник молодежи, я впервые узнал из листовки, сфабрикованной противниками фестиваля, - рассказывает юноша. - Признаться, я поверил тогда прочитанному. И в организации, где я состою, нас тоже настраивали против фестиваля. Меня и моих товарищей убеждали, что вообще никакого фестиваля в Вене не будет.

- Ну, и как вы реагировали на это?

- Я решил проверить, так ли обстоит дело, как нам говорили. Я стал читать газету, которую в то время начал выпускать подготовительный комитет фестиваля, беседовал со сведущими людьми. Все, что говорилось в листовках и в чем нас старались убедить некоторые из активистов Союза социалистической молодежи, оказалось досужим вымыслом... То, что происходило в дни фестиваля, трудно передать словами. Такого Вена еще не видела. Это не только мое личное мнение. Так думают многие молодые социалисты Австрии, которые, как и я, едва не попались на удочку...

В этот же день мы познакомились с молодой стенотиписткой Лией Форман. Узнав о цели нашего прихода, девушка отложила начатую работу и с увлечением заговорила о том. что было особенно близко и дорого ей.

- Впервые я узнала, что такое молодежные фестивали, в 1955 году, - сказала Лия. - Две незабываемые недели провела я тогда в Варшаве. Легко представить мою радость, когда минувшей весной я узнала, что всемирный праздник молодежи на этот раз состоится в Вене... Надолго запомнится мне день открытия фестиваля. Семь ударов гонга возвестили миру о том, что на венском стадионе началось грандиозное шествие юности пяти континентов. Два с половиной часа продолжалось оно. Пройдут годы, десятилетия, но воспоминания о фестивале никогда не померкнут. Еще долго сыны и дочери разных народов будут с гордостью говорить: «Мы подружились в Вене!...»

Тепло попрощавшись с Лией Форман и поблагодарив ее за беседу, мы отправились в одну крупную венскую типографию. Здесь как раз был обеденный перерыв, и наборщик Понтер Дибарбора охотно уделил мне несколько минут. Он принимал участие в VI Всемирном фестивале и сейчас с волнением вспоминает о Москве. Во время Венского фестиваля он взял отпуск и вызвался бесплатно сопровождать корейскую делегацию - знакомить ее с достопримечательностями города.

- Я видел выступления молодых мастеров искусства разных стран, - говорит Гюнтер. - Я слушал Поля Робсона на площади Хелденплатц. Что может с этим сравниться?! Фестиваль в Вене закончился, но его идеи живут. Они шествуют по земле, будят надежду, воодушевляют и зовут с новыми силами сражаться за мир.

Мне интересно было узнать, какое впечатление произвел VII фестиваль на людей искусства, и я обратился с таким вопросом к солистке Венского национального балета Хеди Рихтер.

- Я видела нью - йоркский «Сити - балет» и Салдер - уэльский балет в Лондоне. Я хорошо знакома с французским хореографическим искусством. Но должна со всей искренностью сказать, что такого балета, как ленинградский, мне никогда не доводилось видеть.

- А что вам больше всего понравилось из того, что показывали ленинградцы в Вене?

- «Каменный цветок»! - с восторгом воскликнула балерина. - Это было поистине грандиозно... Прошу передать через журнал «Смена» сердечный привет артистам ленинградского балета...

Особенно запомнился мне разговор с двадцатитрехлетним обойщиком Францем Двораком. Ему тоже очень понравились выступления советских артистов.

- Мне хотелось все увидеть, ничего не пропустить, - замечает Франц. - В те дни я очень мало спал. Когда заканчивался концерт с участием русских артистов, я спешил в китайский цирк. А выйдя из китайского цирка, я отправлялся в противоположную часть города, чтобы послушать шотландских волынщиков...

Светлые, миролюбивые идеи фестиваля так захватили юношу, что он решил порвать с Союзом социалистической молодежи и вступить в Союз свободной австрийской молодежи. Правда, из - за этого Францу пришлось выдержать не один «бой» с отцом - членом социалистической партии, который не желал, чтобы его сын изменял «семейным традициям».

В Вене очень много старых домов. Здесь есть и такие трущобы, куда редко проникает солнечный луч. В одном из подобных жилищ познакомился я с двадцатичетырехлетней работницей Марией Аберле и ее мужем. Одно время Мария состояла в организации молодых клерикалов. Но это было давно. Сейчас она придерживается совсем других взглядов. Молодая женщина поняла, что самое важное - это мир и дружба и что за мир надо бороться. Мария и ее муж обрели много друзей в дни фестиваля. Среди них - болгары, арабы, шотландцы, румыны, русские. И хотя им приходилось объясняться на разных языках, они прекрасно понимали друг друга: ведь язык дружбы близок и понятен каждому!...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены