Суровым уроком для командира явилась гибель одного из членов экипажа эскадрильи, пилота Антипина. Во время воздушного боя самолёт Антипина был атакован стервятником. Сафонов и другие лётчики, занятые каждый своим противником, не заметили, что их товарищ попал в тяжёлое положение, не пришли своевременно на помощь. Антипин погиб. И хотя общий баланс потерь в этом бою был в пользу сафоновцев, эскадрилья приземлилась с тяжёлым чувством. В тот же вечер на собрании Сазонов с горечью говорил о допущенной ошибке.
- Жизнь нашего лётчика нельзя искупить и десятком вражеских жизней, - заявил он. - Надо беречь друг друга.
Это был переломный момент в биографии героя. Отныне сафоновцы стали драться бок о бок, охраняя и выручая друг друга. И первый пример выручки в бою показал сам капитан, спасая жизнь своему выученику Максимовичу, попавшему в тяжёлое положение.
Сафоновцы быстро переняли наставления своего командира, и когда в другом бою в тяжёлое положение попал лётчик Покровский, то выручил его Максимович. В точности повторяя манёвр своего учителя, Покровский пошёл таранить вражескую машину, угрожавшую одному из ястребков, хотя патроны у него давно кончились.
Борис Сафонов продолжал вершить чудеса. В сентябре 1941 года семь ястребков во главе со своим командиром атаковали крупное соединение немецких бомбардировщиков и истребителей, шедших на бомбёжку нашего важного объекта. Краснозвёздная семёрка с такой бурной решимостью и бесстрашием ударила по фашистам, что те растерялись, дрогнули. Сафоновцы то скрывались в облаках, то вылетали оттуда, смерчем проносясь среди «юнкерсов» и «мессершмиттов». Осыпав врага градом пуль, они снова исчезали в облаках.
Фашистам, вероятно, показалось, что на них напали десятки советских самолётов. Ими овладела паника. Сбросив бомбы над территорией, занятой, их же войсками, они обратились в беспорядочное бегство. Пятьдесят два самолёта бежали от семи смельчаков! впрочем, убежали всего сорок восемь. Четыре были сбиты сафоновцами. Они одни чувствовали себя, как рыба в воде, среди общей паники и делали своё дело.
Этим, однако, не окончилась в тот день боевая страда. Ещё шесть фашистских самолётов сбили пилоты эскадрильи. И львиная доля - три машины - пришлась на долю Сафонова.
Три в один день! Нужно ли добавлять что-нибудь к этой цифре?
Надменные ассы, столь храбрые, когда дело касалось бомбардировки беззащитных городов, всячески уклонялись от боя с советскими истребителями. Даже германское командование вынуждено было признать бесспорное превосходство советской авиации. Генерал Штумф, командовавший немецким воздушным корпусом в Норвегии, дал специальное указание: «Избегать боя с советскими истребителями во всех случаях, когда на стороне немцев нет численного превосходства».
Но никого так не боялись немцы, как Сафонова. Он сделался подлинной грозой для врага А Сафонов всё чаще, возвращаясь из полёта, на безмолвный вопрос старшего механика Семёнова с улыбкой опускал к земле большой палец: сбил ещё одного.
Количество сбитых Сафоновым самолётов быстро росло. Пятнадцать... Семнадцать... Восемнадцать... В первую мировую войну почётное звание асса давали лётчику, сбившему пять самолётов. Сафонов был четырежды ас-сом.
Весь Мурманск любил этого рослого, спокойного лётчика. «Наш Сафоныч», - называли его в народе. Особенным успехом он пользовался у молодёжи. С затаённым дыханием слушали мурманские комсомольцы выступление Сафонова на антифашистском митинге, повторяли вслед за ним:
- Всеми силами будем драться с проклятым врагом!...
Советское правительство по достоинству оценило подвиги Сафонова. К первому ордену прибавились новые. Три боевых ордена Красного знамени горят на его груди. Сафонову присваивается звание Героя Советского Союза. Замечательный лётчик заслуженно получил высшую награду в стране. А вскоре к советским орденам на груди Сафонова прибавился высший авиационный орден Великобритании: большой серебряный крест. Вот как он получил этот орден.
Из Англии прибыли самолёты типа «харрикейн». Это были отличные машины. Перед нашими истребителями встала задача - изучить их в кратчайший срок, научиться управлять ими с тем же совершенством, с каким лётчики управляли советскими машинами.
Сафонов изучал «харрикейн» под руководством майора английской авиации Миллера. Сперва курс изучения был пройден теоретически. По настоянию Сафонова Миллер устроил форменный экзамен, который советский лётчик выдержал блестяще. Пришла пора для практических занятий. Очень скоро Сафонов проделывал на «харрикейне» весь комплекс фигур высшего пилотажа.
Сафонов стал первым советским пилотом, освоившим «харрикейн». Не прошло много времени, как Сафонов сам стал обучать советских авиаторов управлению английскими машинами. Под его искусным руководством наши лётчики быстро осваивали чужеземную машину.
Английское правительство, учтя большие заслуги Сафонова, наградило его и троих морских лётчиков - Туманова, Коваленко и Кухаренко - орденами.
Русские и англичане аплодировали Сафонову.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.