Человек ума и воли

Г Хаит| опубликовано в номере №840, май 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 75-летию со дня казни Александра Ильича Ульянова

Весной 1887 года на весь мир прогремело имя Александра Ульянова, одного из активных организаторов подготовки покушения на царя Александра III. Задолго до этого один из друзей Александра писал о нем:

«...Серьезный, обыкновенно хладный, с умным выражением лица, он будто бы держит ум наготове и в разговорах, и в делах... Если и этому прибавить его силу воли, то он будет человеком ума и воли».

Книги, десятки статей и очерков посвящены его революционной деятельности. И все же очень ценен каждый новый документ, связанный с дорогим нам именем. Не менее интересны и сведения о научной деятельности талантливого юноши. Не случайно сестра Александра Ильича А И. Ульянова-Елизарова в письме к академику С. Ф. Ольденбургу. которое хранится в архиве Академии наук СССР в Ленинграде, отмечала:

«Вы совершенно правы, говоря, что не с меньшей любовью, чем к тому делу, за которое он погиб, относился Александр Ильич и к науке».

В разных архивах нашей страны недавно обнаружены документы и мемуары, ранее не публиковавшиеся, которые позволяют несколько расширить наши сведения об Александре Ильиче. Вот некоторые из них.

* * *

В Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС хранится тетрадь гимназиста 8-го класса А. Ульянова. В ней сочинение о письмах из-за границы Фонвизина и Карамзина. Александр восторженно отзывается о письмах Фонвизина и критикует Карамзина. Он пишет:

«К революции Карамзин относится крайне враждебно; он смотрит на нее только как на бунт невежественного народа, приписывает ее незначительной части французского общества и не только не видит от нее пользы для французской нации, но даже прямой вред».

Читаешь эти строки, и еще более понятным становится стремление Александра Ульянова стать в ряды революционно настроенной молодежи.

Новые сведения о революционной деятельности Александра Ульянова дают воспоминания бывшего казанского студента Я. Рубежнова, хранящиеся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Эти мемуары позволяют судить о группе Александра Ильича не как о местной, только петербургской, но и как об организации, имевшей связи с многими городами России. Я. Рубежнов рассказывает о том, что по поручению одного из деятелей петербургской группы, Ореста Говорухина, он должен был встретиться с Александром Ильичей в Симбирске. Но эта встреча не состоялась. Я. Рубежнов познакомился с Александром Ульяновым осенью 1886 года в Петербурге, куда тот прибыл как делегат от казанской «Молодой Народной воли». Сюда же приехали и представители харьковской «Террористической спилки».

«Первая явка, – пишет Рубежнов, – состоялась на квартире Александра Ульянова. Присутствовал комитет в составе Ульянова, Говорухина, Лукашевича, и самое выгодное впечатление своей идейностью, преданностью делу и революционным горением произвел Ульянов... В первой половине января 1887 года от петербургской «фракции» поступило извещение, что выступление намечено на 19 февраля, в годовщину «освобождения» крестьян от крепостной зависимости. Первой жертвой террора должен стать царь».

Несомненный интерес представляют и мемуары земляка А. И. Ульянова П. Н. Давыдова, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (Москва):

«Осенью 1885 года по окончании Симбирской гимназии я поступил в С.-Петербургский университет на юридический факультет. С этого времени и начинается мое знакомство с Александром Ильичом». Он был нашим депутатом от Симбирского землячества в Центральном Волжском землячестве».

При С.-Петербургском университете в то время существовало научно-литературное общество под председательством известного славянофила проф. О. Ф. Миллера и его заместителя проф. Н. Л. Дювернуа. Это общество.» было под подозрением у высшего начальства... Александр Ильич состоял не только членом научно-литературного общества, но, помнится, был даже последнее время перед закрытием его секретарем (точнее, секретарем научного отдела. – Г. X.). Я тоже был членом этого общества. В моей памяти осталось заседание, происходившее 19 февраля 1887 года по случаю годовщины освобождения крестьян от крепостной зависимости. В числе присутствовавших на этом заседании был Александр Ильич.

В том же заседании во время доклада М. Т. Елизарова о деятельности Самарского земства в зал заседания вошел попечитель С.-Петербургского учебного округа генерал-лейтенант Новиков, и доклад Елизарова продолжался при попечителе. Генералу не понравилось содержание доклада Елизарова. Не был он доволен состоянием духа в научно-литературном обществе и вскоре после неудачной попытки покушения на Александра III 1 марта 1887 года оно было закрыто».

Далее П. Н. Давыдов рассказывает о том, как встретил Александр Ильич известие о награждении его золотой медалью за научную работу.

«Этого быть не может, – утверждал Александр Ильич. – Тут какое-то недоразумение. Профессор Вагнер объявил несколько тем для разработки в течение двух лет. Одна из этих тем меня заинтересовала. И я последние три месяца урывками над ней работал, и подал ее, не рассчитывая получить какую-либо награду». Кстати, Александр Ильич заложил потом эту золотую медаль, чтобы помочь своему товарищу О. Говорухину бежать за границу.

Известно, что сочинение А. И. Ульянова было высоко оценено знаменитыми русскими учеными Д. И. Менделеевым и И. М. Сеченовым.

Александр Ильич продолжал напряженную научную работу и в период непосредственной подготовки к покушению на царя. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях, хранящихся в Ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина, родственник известного путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского.

Александр Ульянов был талантливейшим зоологом, химиком, политэкономом, публицистом, лингвистом. В своих общественно-политических взглядах Александр Ильич стоял на перепутье между народовольчеством и марксизмом. Выступая на процессе по делу 1 марта 1887 года, он пророчески предсказал, что революционная среда выдвинет такого общественного деятеля, который сможет повести за собой массы. И таким человеком стал родной брат Александра Ильича – Владимир Ильич Ульянов – Ленин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Будь готов! Всегда готов!

Репортаж из Уфы пионерской

Сердце твоего друга

«Профессор уходит»