б) Более или менее свободное владение разговорным языком, необходимое для поддержания личной беседы.
в) Полное, т.е. безошибочное и разностороннее, владение устным языком; такое владение совершенно необходимо при всяких общественных выступлениях; плохой язык может погубить самое правее дело.
г) Уменье разбираться со словарем в тексте, которое при желании и практике может быть как угодно расширено.
д) Уменье читать научные статьи и книги по определенной специальности.
е) Уменье читать приблизительно газету, нетрудную книгу беллетристического содержания и т. п., уменье, которое, однако, вовсе не подразумевает следующего.
ж) Уменье читать и вполне понимать и переводить всякую книгу.
з) Владение простейшими фермами письменной речи: деловая переписка, научные статьи и т. п., даже и такое ограниченное владение возможно только при хорошем знании языка, но не подразумевает следующей стадии.
и) Полное владение всеми формами письменной речи.
Необходимо подчеркнуть, что все эти цели в значительной степени могут быть самостоятельными; можно, например, соединить уменье пункта ж) с полной беспомощностью как в области письменного языка, так и в области разговорного. Можно свободно болтать и даже немного писать на данном языке, но не уметь читать серьезных книг и вообще как следует читать, понимать и переводить что - либо. Или можно, например, приблизительно понимать газету, легкую беллетристику и т. п. и не уметь, в сущности, ни читать, ни писать, ни говорить.
Нужно прямо сказать, что если человек впервые приступает к изучению иностранного языка и не обладает хорошей и сознательной грамматической культурой в области родного языка, то дело это будет для него трудное, и ему следует во всяком случае обратиться к помощи учителя. Один он едва ли будет в состоянии чего - либо достигнуть. Конечно, теоретически говоря, человек все: может; но в области усвоения чужого языка при указанных условиях все трудности преодолеть без посторонней помощи может лишь человек, особо одаренный от природы, или человек с исключительной силой воли.
При изучении иностранного языка, особенно в целях овладения книгой, прежде всего надо стараться понять и изучить его строй. Кто должен искать в словаре или в грамматике строевые элементы, тот не может самостоятельно читать книги.
ПРОФ. Л. В. ЩЕРБЯ
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.