Ахалцик... У самой турецкой границы небольшой городок, маленький кружок на карте. Здесь будет работать Василий Тимофеевич. Сколько времени? В приказе министра сказано: «...командировать для обучения новым стахановским методам...» А что будет с бригадой, когда уедет отец?
Эти вопросы обсуждают три члена семьи из бригады Сыромятникова: Володя, Валентина и Анатолий. Об этом они говорят в нарядной, перед спуском в штрек, говорят дома, спрашивают отца, а тот молчит.
- Чего шумите? Бригада как была, так и будет. Начальника назначим...
... За три дня до отъезда Валя узнала, что Василий Тимофеевич был у начальника шахты, заходил и в комитет комсомола. Но о чём он говорил, ни сыновья, ни дочь так и не узнали. Анатолий на вопрос Валентины ответил:
- Мало ли сейчас у отца дел... Валентина попыталась расспросить мать, но Ксения Антоновна отрезала:
- Больно любопытна. Много будешь знать, скоро состаришься.
Однако Валя поняла, что мать обо всём осведомлена.
Затею отца разгадал старший - Владимир.
На следующий день отец в течение всей смены занимался Анатолием. Он посылал сына крепить, бурить скважины в угле, настилать путь. Когда выходили из клети, отец сказал:
- Зайду в шахтпартком. Составь рапорт и передай начальнику участка.
- Ну, Валентина, можешь поздравить Анатолия, - сказал Владимир сестре.
- С чем?
- Неужели не заметила? Отец экзаменует Тольку на бригадира!
- Не выдумывай, без него бригадира найдут. А впрочем, мне всё равно.
- Всё равно? Посмотрим, что ты запоёшь через месяц.
Владимир нето чтоб завидовал Анатолию, но доверие, оказанное отцом младшему брату, задевало его самолюбие. Он знал, что с отъездом отца беспокойный, а подчас и сварливый Анатолий начнёт наводить свои порядки в бригаде, да и в семье он попытается взять верх. Правда, Владимир не сомневался в том, что мать и сестры - Валентина и школьница Тамара - поддержат авторитет старшего сына в семье.
«Ничего, - успокоил себя Владимир, - все мы свои. Дома договоримся, а если что по работе случится, есть комитет комсомола. Зарвётся, одёрнем».
Но ещё одна мысль тревожила Владимира: сумеет ли Анатолий повести дело в бригаде так, как вёл его отец, поддержат ли его остальные товарищи, не ослабит ли дисциплину. «Пускай Анатолий будет бригадиром, я ему помогу...»
* * *
Отец уехал. Но в бригаде его отсутствия не чувствовалось. Как работали, так и продолжали работать. Анатолий раньше всех уходил из дому и позже всех возвращался. Владимир в семье остался за старшего.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.