Кстати, у Сары было намерение изучать язык Шекспира, но ее планам не суждено было осуществиться. Катастрофически не хватало времени. Англичанин-профессор отказался заниматься с ней, когда она заявила, что может уделять ему немного времени только после… двух часов ночи. Тем не менее, Сара много играла в пьесах Шекспира. Она отважилась сыграть даже роль Гамлета. Правда, ее интерпретация роли принца Датского вызвала весьма противоречивые отклики публики и прессы. По этому поводу произошла даже дуэль между двумя французскими журналистами.
В конце 1881 года Бернар гастролировала и в России. В Петербурге ее спектакли проходили с огромным успехом. После выступления в Зимнем дворце Сару представили императору. Она собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».
Восхищенные зрители и не подозревали, что первоначально Сара не собиралась приезжать в Россию. Однако все ее планы спутал человек по имени Жак Дамала. Именно с ним у Сары завязался самый пылкий в ее жизни роман.
В юности красавец-грек промотал немалое состояние, оставленное ему отцом, служил в греческой кавалерии, а затем во французском Иностранном легионе в Африке. Дамала поразил Сару уже во время их первой встречи в сентябре 1881 года (он был прикомандирован в греческое посольство в Париже). Его холодная изысканная вежливость заинтриговала Бернар, которая привыкла к тому, что мужчины взирают на нее как на богиню, сошедшую с Олимпа. Дамала же смотрел на нее с чуть ироничным прищуром, как на обычную женщину. Он привык к тому, что дамы теряли голову от одного его присутствия. Одна из блестящих светских дам покончила из-за него жизнь самоубийством, несколько других бросили своих мужей.
В своих отношениях с мужчинами Сара, в общем-то, никогда не теряла головы, но здесь она почувствовала себя кроликом, которого гипнотизирует огромный удав. И когда Дамала заявил, что будет продолжать дипломатическую службу в России и назначает ей следующее свидание в Санкт-Петербурге, Сара уже знала, как поступить. Она немедленно обратилась к своему импресарио с требованием включить Россию в список стран, которые она собирается посетить. В Санкт-Петербурге они были неразлучны, порой шокируя общество своим экстравагантным поведением.
Дамала желал попробовать свои силы на сцене. Безумно влюбленная Сара была уверена, что он настоящий гений. Она не только взяла красавца-грека в свою труппу, но и отдала ему главные роли в нескольких спектаклях. Любовь, как известно, слепа. Дамала был, мягко говоря, весьма посредственным актером, кроме того, он говорил по-французски с небольшим акцентом. Сара считала это очаровательным, но публика вряд ли была с нею солидарна. Столь же снисходительна была Сара и к некоторым другим недостаткам любимого. Она прощала ему и колоссальный эгоизм, и непомерное тщеславие, и непозволительное мотовство. Вскоре, однако, ей пришлось узнать о нем кое-что и похуже. Дамала, оказывается, постоянно изменял ей с молоденькими актрисами. И тут Сара, женщина с огромным жизненным опытом, не придумала ничего лучше, как вступить с ним в законный брак. Церемония состоялась в Лондоне в апреле 1882 года. Невесте исполнилось тридцать семь, жених был на одиннадцать лет моложе. Этот поступок Бернар тем более удивителен, что к тому времени она уже знала, что Дамала… законченный наркоман-морфинист. Сара, как могла, боролась за любимого, но что она могла сделать? Разве что обломать зонт о голову аптекаря, который, несмотря на все ее мольбы, продолжал поставлять Жаку морфий, да выбрасывать из дому все обнаруженные запасы наркотиков и шприцы. Со временем Дамала совершенно обнаглел и в присутствии Сары и даже близких друзей кололся по нескольку раз в день. Скандалы шли нескончаемой чередой. Несколько раз супруги расходились и снова сходились. Как истая католичка, Сара не признавала разводов, но когда терпение ее истощилось, она в 1883 году через суд добилась права на раздельное проживание. Они не виделись почти шесть лет, но в конце 1889 года Сара, вернувшись из длительных гастролей в Париж, получила записку от Жака. Не раздумывая, она бросилась к нему и нашла его в жалком номере самой дешевой гостиницы. От былого красавца осталась лишь тень. Сара перевезла его к себе домой. Благодаря ее заботам и медицинской помощи Дамала через месяц немного окреп. Чтобы как-то подбодрить его, Сара организовала бенефисный спектакль, в котором Дамала играл вместе с ней. Зрелище оказалось тяжелым. Не доиграв спектакля, Дамала упал без чувств, и его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Сара похоронила мужа в Афинах. На могиле был установлен бюст Жака, изготовленный по ее эскизу. Всякий раз, бывая в Греции на гастролях, она посещала его могилу. Даже многие годы спустя Бернар под официальными документами ставила подпись – «Сара Бернар-Дамала, вдова».
Шло время. Сара никогда не скрывала своего возраста, но считала, что выглядит моложе своих сверстников. В одной из пьес она играла тридцативосьмилетнюю женщину, а ее брата, которому по роли было сорок, играл очень неплохой актер. Однако когда Сара узнала, что ему уже исполнилось пятьдесят, она в ужасе воскликнула: «Боже мой, его примут за моего отца!» Великой Бернар было в то время уже 76!
Сара не мыслила жизни без театра. Даже после тяжелой операции, когда ей в возрасте 72-х лет ампутировали ногу значительно выше колена, она продолжала выступать. Отказавшись от деревянного протеза (в сердцах она приказала бросить его в камин) и костылей, предпочитала передвигаться на специально изготовленном для нее паланкине, своеобразных изящных носилках. Она не в состоянии была ни ходить, ни даже стоять на сцене, поэтому в ее репертуаре остались лишь короткие одноактные сцены, которые она могла играть, неподвижно восседая на возвышении. Но и тогда Бернар продолжала свои зарубежные гастроли, а во время Первой мировой войны выступала перед солдатами в прифронтовой полосе.
Сара Бернар, лучшие роли которой французы считали таким же национальным достоянием, как Триумфальная арка или Эйфелева башня, скончалась 26 марта 1924 года. Буквально за месяц до смерти она дала согласие на участие в съемках картины, которую одна из голливудских компаний должна была снимать в Париже…
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
17 сентября 1783 года родилась Надежда Дурова
22 января 1788 родился Джордж Гордон Байрон
29 марта 2020 года ушел из жизни писатель Юрий Васильевич Бондарев
28 мая 1877 года родился Максимилиан Волошин
13 марта 1913 года родился Сергей Михалков