Война японских империалистов против Китая, начатая 7 июля 1937 года провокационным нападением японских войск на предмостное укрепление в Люкоуцзяо, - далеко не первое наступление японской военщины на величайшую страну Азии. История взаимоотношений Японии и Китая дает яркую картину последовательно проводимой Японией агрессии с целью захвата китайской территории, естественных богатств и рынков сбыта.
Уже в 1872 году Япония захватила Ликейские острова (или острова Рюкю), принадлежавшие Китаю. В 1874 году пыталась захватить остров Формозу, но под давлением Англии была вынуждена отступить. В 1876 году добилась экстерриториальных прав в Корее.
С этого момента влияние Японии в Корее непрерывно росло. Используя коварный метод провокационных убийств своих собственных граждан, японское правительство, под видом защиты японских подданных, в 1886 году принудило Китай подписать договор, разрешающий японцам посылать войска в Корею.
Одновременно японское правительство усиленно готовилось к войне против Китая, которую и начало без объявления войны в 1894 году. Манчжурский императорский двор, правивший тогда Китаем, не использовал европейского военного опыта. Китайские войска по - прежнему были сборищем феодальных дружин. Естественно, что война окончилась в 1895 году победой Японии. По так называемому Симоносекскому договору, Корея была признана «независимой», Япония получила Формозу, Пескадорские острова и 150 миллионов долларов контрибуции.
В 1900 - 1901 годах царская Россия и Япония участвовали вместе с другими державами в подавлении «боксерского» восстания в Китае. Это восстание вспыхнуло в результате бесчеловечного угнетения китайского народа манчжурской династией и европейским капитализмом. Восстание было подавлено интервентами, которые немедленно возобновили борьбу между собой за раздел Китая. Русские капиталисты, гнавшиеся за сверхприбылью, постепенно обосновались в Манчжурии; на народные русские деньги были построены железные дороги, оборудованы порты, выстроена крепость Порт - Артур. В отношении Японии царское правительство вело политику пренебрежения: «шапками, мол, закидаем». Между тем японское правительство под руководством и с помощью иностранцев деятельно готовилось к войне с Россией. Эта война, как известно, началась 8 февраля 1904 года нападением японского флота на русскую эскадру. Бездарное царское правительство проиграло войну, загубив десятки тысяч жизней храбрых русских солдат.
5 сентября 1905 года был заключен Портсмутский договор, по которому Япония получила «с согласия китайского правительства» права России на аренду Ляодунского полуострова и Южно - Манчжурскую железную дорогу. По этому же договору, Россия обязывалась не вмешиваться в японские действия в «независимой» Корее, захват которой Японией был официально оформлен в 1910 году устранением корейского императора.
Мировая война отвлекла от Дальнего Востока внимание и силы империалистических противников Японии. Японское правительство под предлогом возвращения Китаю его исконных земель захватило в 1914 году германские концессии в провинции Шаньдунь, а в 1915 году предъявило неокрепшей, молодой Китайской республике откровенное наглое «21 требование». Основное в этом ультиматуме - стремление Японии монопольно грабить китайский народ не только в Манчжурии, но и во всех других областях Китая. Одновременно японский империализм приступил к подготовке военной оккупации Манчжурии и созданию из нее «независимого» государства или, точнее говоря, японской колонии.
Трусливая клика во главе с Юань Ши - каем, являвшаяся номинальным правительством Китайской республики, подписала соглашение с Японией. Но японцам и этого было мало: используя и разжигая в Китае внутренние распри, они фактически устанавливают свой контроль над большей частью огромной территории, лежащей между Манчжурией и рекой Хуанхэ, в так называемом Северном Китае.
В 1921 - 1922 годах Соединенные штаты Америки и Англия, обеспокоенные политикой Японии в Китае, созывают Вашингтонскую конференцию. На этой конференции державы заставляют Японию вернуть часть захваченных территорий Китаю и отказаться от дальнейшей экспансии. Это дипломатическое поражение Японии усугубилось ее военным поражением на Советском Дальнем Востоке, где партизанские отряды рабочих и крестьян разгромили японских интервентов.
Неудачи заставили японскую военщину быть несколько сдержаннее, но не надолго.
В 1927 году выходит меморандум генерала Танака - программа «позитивной политики», которую сам Танака пояснял как «политику крови и железа», направленную против СССР, Китая и Монголии. В полном соответствии с планом генерала Танака, который гласил, что «для овладения Китаем надо овладеть Манчжурией...», в сентябре 1931 года японские войска начали оккупацию Манчжурии. А в 1933 году Япония декларировала образование «независимого Манчжоу - Го», возглавляемого императором Пу И. Нечего и говорить, что власть в этом «независимом» государстве принадлежит штабу японских оккупационных войск.
В 1933 году Япония захватила провинцию Жэхэ и японские войска оказались у границ исконных территорий Китая - у Великой Китайской стены, в 20 километрах от древней столицы - Бейпина.
В 1935 году штаб Квантунской армии угрозой и подкупом добился организации «Восточ - нохэбэйского автономного правительства» и создания «Политического совета провинций Хэбэй и Чахар», что ставило обе провинции в подчинение Японии.
После этого японская военщина ставит в порядок дня полное овладение Внутренней Монголией и Северным Китаем.
Обширные пространства, лежащие к северу от Великой Китайской стены, ранее были заселены исключительно монголами. В результате длительной китайской колонизации коренное население этих земель смешалось с пришлым китайским, и сейчас в двух основных провинциях Внутренней Монголии - Чахаре и Суй - юани - из 4 с лишним миллионов жителей насчитывается менее миллиона монголов. Из этого количества около 100 тысяч человек ведет кочевое скотоводческое хозяйство, остальные живут в смешанных монголо-китайских поселениях.
Провинции Чахар и Суйюань охватывают большую территорию в 563 тысячи квадратных километров. Они богаты естественными ресурсами (железо, уголь, свинец, соль) и продуктами скотоводства, в особенности шерстью, торговлю которой в последние годы целиком захватили японские скупщики.
В провинции Чахар, Суйюань и северной части Нинся японских империалистов привлекало в первую очередь стремление обеспечить плацдарм для действий против Китая, МНР и СССР.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 60-летию со дня смерти Н. А. Некрасова