Большой надом

Я Рыжакин| опубликовано в номере №615, январь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивная жизнь монголькой молодежи

Машина идёт по высокой траве. Секретарь Хентейского аймачного комитета партии, сопровождающий нас, говорит, что такой богатой травы давно не знали монгольские степи.

Впереди несёт свои воды голубой Керулен. А За ним в лёгкой дымке виднеются горы Хентея.

В степи, возникает звонкая протяжная мелодия - песня без слов, - и вскоре мимо нас на маленьком тонконогом коне проносится девочка лет девяти.

Мы узнаём, что это юная наездница Гешикнима, дочь арата - скотовода Бальжиням. Она готовится к состязаниям в скачках и сейчас проводит очередную тренировку.

Скачки - любимый и самый распространённый вид спорта в Монголии. В скачках выявляются не только удаль и сноровка юных спортсменов, но и крепость и выносливость их быстроногих коней.

Трудные условия соревнований - дистанция в зависимости от возраста скакунов колеблется от 15 до 30 километров - требуют, чтобы «всадник был легче пуха». Вот почему в скачках участвуют преимущественно подростки.

В подготовке коня к состязаниям участвует обычно вся аратская семья.

Когда остаются позади суровые месяцы зимы и проходит горячая пора весенних работ, когда скот выгоняют в привольные степи, араты съезжаются на свой любимый летний праздник Надом. В наше время Надом - это демонстрация трудовых успехов сомона (района), аратских объединений, отдельных хозяйств.

Спортивные игры - скачки, борьба, стрельба из лука - занимают в этом празднестве одно из главных мест.

Место, где проходит праздник, похоже на оживлённый, красочный лагерь. Зрители расположились по кругу на траве. На небольшой трибуне разместились руководители народной власти, знатные люди района, гости из соседних сомонов, из столицы республики.

И вот праздник начался. На зелёную лужайку с трёх сторон выбегают сотни борцов. Каждый из них исполняет танец орла, идёт по кругу, высоко подпрыгивает и, как крыльями, взмахивает руками.

Раздаются напевы засулов. Засул - опекун борца. Он должен образным поэтическим словом воспеть достоинства спортсмена, чтобы вызвать к нему уважение зрителей и страх у противников. Во время борьбы засул следит за поведением своего подопечного, даёт ему советы, а когда порой слово действует на борца недостаточно, прибегает и к увесистым шлепкам.

Борцы останавливаются у трибуны и, желая сохранить силы, опираются на плечи своих засулов.

Заглушая друг друга, засулы представляют борцов. Начинаются схватки. Правила борьбы требуют от борца много силы и ловкости; проигравший выбывает из дальнейших соревнований.

Вот уже появились первые победители. Исполняя орлиный танец, победитель пропускает под рукой (как бы под крылом) своего противника, что символизирует мир и дружбу между ними. Затем он подбегает к трибуне, где получает традиционный подарок - борцоки. Борцоки - монгольское национальное блюдо. Получить от победителя такое угощение - большое счастье: считается по традиции, будто бы борец передаёт с этим куском часть своей силы и ловкости.

С каждой схваткой всё убывает количество борцов. К финалу приходят только сильнейшие.

Кроме народных спортивных игр, успешно развиваются и новые для Монголии виды спорта - футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, лыжи, коньки, велосипед, гимнастика, тяжёлая атлетика, шахматы и шашки.

Организации Революционного союза молодёжи ведут борьбу за то, чтобы каждый молодой человек был физкультурником и, прежде всего, сдал нормы на значок БГГО. Стадионы, спортивные площадки, базы, физкультурные залы стали любимыми местами отдыха тысяч юношей и девушек. На предприятиях, в учреждениях, в институтах и школах, в аймачных и сомонных центрах созданы физкультурные коллективы, объединяемые спортивными обществами «Арат», «Труд», «Культура», «Сила», «Цирик» и «Пограничник».

В дни Большого Надом а обычно проводится республиканская спартакиада. В столицу республики Улан - Батор съезжаются прославленные борцы, обладатели самых быстроходных коней, самые меткие стрелки из лука и лучшие спортсмены спортивных обществ. Спартакиада начинается многотысячным физкультурным парадом. Затем в разных концах надомского стадиона развёртывается захватывающая спортивная борьба.

Вот загудела земля от топота конских копыт - это промчался отряд юных всадников. Впереди знаменосец с зелёным знаменем, на котором изображён скачущий конь. Это участники заездов двухлеток с песней «Гинго» направляются к старту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В Синегорье

Из рассказов, поступивших на конкурс журнала «Смена»