Эпиграфом к нему, пожалуй, могли бы стать такие строки из книги:
...и даже в запахе весны
клубят военными кострами
мои контуженные сны.
Я просыпаюсь по свистку.
Чтоб вы вставали по гудку,
Чтоб в вашей радости крылатой
Не вили коршуны круги.
Моей Земле нужны солдаты,
пока живут ее враги.
Всегда интересно определить лицо лирического героя поэта. В его характере, как в волшебном кристалле, в многочисленных его гранях, горит отблеск симпатий и антипатий писателя. И раздумья его, и сокровенные мысли, и склад души, сотни оттенков чувства поэта вбирает в себя характер лирического героя. Он не отождествляется с автором. Но о ком бы ни писал поэт: о герое или подлеце, человеке щедрой души или нищем сердцем, - всегда по часто неуловимым оттенкам и полутонам можно определить (если перед вами действительно самобытный поэт), кто создал тот или иной образ, кто вывел в жизнь «знакомого незнакомца» из стихотворения, запавшего нам в память.
Перечитывая сборник «Лирическое наступление», всегда узнаешь героя Панченко - человека-борца, воина, стоящего на страже человеческого счастья. Непримиримого в большом и малом. В схватках с вооруженным врагом и в сражениях с плесенью и накипью старого мира, эгоизмом, черствостью, нищетой души.
И что бы ни читали вы в этой книге: то ли «Из дневника солдата», или «Утро любимой», «Привычку», или «Художника», или «Балладу о золе», - вас убеждает и художественная правда созданных поэтом образов и та правда, которая сложным, опосредствованным путем доносится до читателя, беря истоки в мировоззрении литератора.
Иначе говоря, его «позиция жизни».
Большая внутренняя цельность - необходимое свойство не только человеческой, но и поэтической натуры. И когда эта цельность состоит в устремлении, боевом состоянии духа, ясной направленности симпатий и антипатий писателя, тогда он никогда не завязнет на окольных тропках искусства и не заблудится в его тупиках. Он всегда будет в состоянии вести лирическое наступление. А такая позиция в литературе единственно возможная.
Как-то Михаил Светлов написал чудесное стихотворение «Горизонт». Есть там такие строки:
Мы - мои товарищи и я –
Открываем новые края.
С горечью я чувствую теперь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.