Довольно - канты, бантики,
Лихая дробь с раскатами.
Пора из барабанщиков
Нам делаться
солдатами.
Стихи начинаются с большого беспокойства! Но не со стремления показаться оригинальным...
Сторонники чрезмерно усложненной формы в поэзии ссылаются на спор «физиков» и «лириков». Но этот спор, говорящий о стремлении поэтов к наиболее активному вмешательству в жизнь, вовсе не подразумевал того, что образно-ритмическую систему стиха следует усложнять до сложности интегрального исчисления.
Под поэтической смелостью некоторые из начинающих понимают возможно большее разрушение классической основы русского стиха. Это подчас называется «новаторством».
В повести Э. Ставского «Все только начинается», опубликованной в №№ 1 - 2 «Юности» за этот год, рассказывается, в частности, о молодом поэте Игоре. Игорь спрашивает другого героя - рабочего:
« - А стихи вообще-то тебе нравятся? Могут нравиться?
Я сказал, что мне нравятся Лермонтов, Пушкин, Маяковский и еще Багрицкий.
- Ерунда, - сказал Игорь, поморщившись. - Пушкин - это Гомер... Он жил за десять веков до нашей эры. И Лермонтов тоже Гомер. И Толстой тоже. У нас своя жизнь. Мы ездим в трамваях, толкаемся в автобусах, глотаем дым и ругаемся на работе... Нам их строчки, как лунный свет. Ими можно любоваться, но они не греют.
- Почему? - возразил я. - По-моему, так греют...
- Обыватель ахает по привычке, - сказал Игорь. - Ах, Пушкин! А мы пошли дальше! И нам нужно писать по-своему. Хотя бы шиворот-навыворот.
Тетка подошла к Игорю и ладонью закрыла ему рот:
- Ты гений. Ты гений. Ты оглушил нас...» К сожалению, такие Игори встречаются не только в повестях.
Побывайте на иных литературных вечерах, собраниях литобъединений, почитайте некоторые подборки в журналах - и вы поймете, что это так.
«Шиворот-навыворот» и подлинная поэтическая смелость ничего общего между собой не имеют. Любая форма оправдана, если она естественно вытекает из содержания стиха. Но самоцельное разрушение его ритмического строя не новаторство. Это всего лишь отказ от демократичности языка литературы, от влияния ее на широчайшие массы. Это ставка на камерность искусства.
Лирическое щебетание, или формотворчество ради формотворчества... Как хорошо сказал о таких «новаторах» поэт Николай Заболоцкий:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.