Все сказанное выше отнюдь не значит, что в «Выстреле» нет недостатков, и не освобождает нас от критики творчества Безыменского. Она тем более необходима, что Безыменский находится сейчас на новом этапе, при подъеме на который ему пришлось преодолеть не мало затруднений и наделать не мало ошибок. Но критика «критике» рознь! И наша критика будет, прежде всего, при всей своей беспощадности, самокритикой; беспочвенными же наскоками предоставим заниматься Ермиловым, - если, конечно, у них все еще не отпала охота к этому.
Оставляя за собой право вернуться к недостаткам «Выстрела» в следующей статье, мы не думаем этим хоть сколько - нибудь умалить его значения как прекраснейшего образца большевистской самокритики. «Выстрел», при всех своих отдельных недостатках, - несомненно большевистская пьеса, признанная рабочей аудиторией и горячо принятая ею.
Да и не могло быть иначе! В стране гремят бури классовой борьбы; они не могут не потрясать и стены театра. Они отдаются в нем громкими «Выстрелами», от которых рассыпаются в прах различные «Особняки» и «Зойкины квартиры», которые вносят резкий диссонанс в идиллические «Дни Турбиных».
А в это время некоторые театры почему - то воспламеняются страстью нежной к классикам и воскресение советской литературы и искусства, не без помощи соответствующих главков, не пожелавших расколоть театр на два лагеря, видят в толстых и пыльных романах.
Между тем, известно, что «классовая борьба не терпит пустоты; там, где не поспеваем мы, там поспевает классовый враг». Нет оснований думать, что театральная арена уже сдана им без боя. Конечно, следует бороться на два фронта - и против открытого оппортунизма и против «левых» загибов, но нельзя забывать, что главный огонь направлен направо. Особенно не следует забывать этого тем, кто мнит себя вершителем судеб пролетарской диктатуры. Сюда главный огонь, дорогой товарищ, и не сваливайте в одну кучу Безыменского с Сельвинским, не смешивайте плоскостей, не фокусничайте.
«Выстрел», звучащий в театре Мейерхольда и родившийся в результате синтетического соединения великолепного литературного содержания, данного Безыменским, и прекрасного оформления, данного театром, - этот выстрел прогремел для многих орудийным залпом, и не вина автора, что у некоторых барабанные перепонки не выдержали.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.