Бой за теленка

П Лебедев| опубликовано в номере №80, июнь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

- А моя быстрее ваших обеих!

Шум поднимается все больше. Наконец, решают проверить на деле - чья лошадь быстрее. Почти все гости вскакивают на своих лошадей и выстраиваются в одну шеренгу. Начинается «аламан - байго». Иначе говоря - скачки.

Знак подан, и вся шеренга бросается вперед. Во весь опор скачут всадники, стремясь обогнать соседей, первым достигнуть цели, повернуть обратно и первым же вернуться к старту. Все меньше и меньше лошадей остается впереди.

Вот осталось только две. Точно вихрь мчатся вперед. Все ближе и ближе к цели... Один всадник с оскаленными зубами хлестнул изо всей силы плеткой по крупу своего коня. Тот рванулся и вынес хозяина вперед. Победа обеспечена. Еще минута и он уже достиг цели. При восторженных криках толпы он провозглашается победителем.

Но страсти разгорелись. Через некоторое время победитель, самодовольно гарцуя на своем коне, во всеуслышанье заявляет, что ничья лошадь не сравнится с его скакуном и приглашает всех гостей помериться силами. Гости, разгоряченные скачкой, охотно соглашаются и через несколько минут начинается вторая разновидность «байго» - скачки - погоня.

Нашему победителю дают отъехать на несколько метров вперед, и затем вся группа бросается за ним в погоню. Бешено мчатся кони. Передний скакун, прижав уши, режет пространство словно пуля. Постепенно преследователи начинают отставать все больше и больше. Скакун снова выходит победителем.

Но самая азартная игра у киргиз - это «уллак». Она не только самая азартная, но и самая опасная. Нередко она кончается смертными случаями, а увечье - обычное явление в этой игре.

Заключается игра в следующем. Устроитель праздника режет теленка, потрошит его и, выпотрошив, накрепко зашивает кожей. Покончив с этим, хозяин с размаху бросает теленка в самую гущу всадников, ожидающих этого момента. И тут начинается свалка... Каждый из всадников, всеми способами: силой, хитростью, быстротой, стремится завладеть теленком и доставить его в условленное место.

Страсти раскаляются. Не только люди, - лошади приходят в азарт, начинают бить копытом и кусать каждого, попавшего им под ноги. Идет буквальный бой за обладание теленком. Не удивительно, что кто - нибудь в конце игры остается с проломленной головой или перебитой ногой...

Борьба стоя

Национальные праздники у бурят протекают в весьма торжественной обстановке. Происходят они обыкновенно летом. На время праздника вся деревня отправляется в поле и устраивается там лагерем. Среди этого обширного лагеря тут и там дымят костры.

И вот наступает торжественная часть. Все буряты рассаживаются, и начинается поедание мяса, запивание его квашеным молоком и самогоном. Наедаются плотно и основательно. После торжественной части идут состязания.

Двое молодых крепких бурят уже заняли позиции друг против друга, а вокруг них плотной стеной столпились зрители. Начинается борьба. Заключается она в том что каждый из борцов должен заставить своего противника коснуться земли какою - либо частью тела, кроме ступней.

Здесь идет борьба на стойкость, устойчивость фигуры.

Под крики зрителей борцы схватились друг с другом. Надо ухитриться таким образом, чтобы заставить согнуться или совсем свалиться своего противника и вместе с тем сохранить свою устойчивость и не свалиться вместе с противником на землю.

Эта борьба, как и французская, имеет ряд запрещенных приемов. Например, строго запрещается - мазать свое тело мазями, чтобы оно не становилось скользким, или зажимать дыхательные пути противника.

Наконец, после всех игр устраивают скачки на лошадях.

Чрезвычайно характерен чисто практический подход бурят к этим скачкам. Лошадь, пришедшую первой, каждый из бурят старается приобрести у хозяина, за ценой не стоят, лишь бы получить в собственность скакуна - победителя. Старое и новое.

Но с каждым днем все новые и новые слои населения втягиваются в культурный здоровый спорт, занимаются легкой атлетикой, баскетболом, футболом, теннисом.

Об этом в другом очерке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены