Республика на озерах

• В закладки
  • Вставить в блог

По Карелии – от Кондостроя до водопада Кивач

Поехали наугад. Никто из нас 12 - ти ребят, решившихся в это лето предпочесть север югу, не имел ни малейшего представления о маленькой республике среди рек, гор и озер. Взяли курс на Ленинград и там день остановки использовали на посещение географического музея, где советский север представлен очень широко. Ребята завязали дискуссию: кто предлагает маршрут на Мурманск, кто за Полярный круг, а один настаивал даже на Соловках. Всюду интересно по данным музейных материалов, и мы решили не забираться вглубь, а начать с Петрозаводска и Олонецкой губ.

Моторная лодка быстро режет гладь Онежского озера.

Мелькают островки, где высятся церковки старинной постройки и решетчатые рамы для сушки сена. Остров - село нас принимает на отдых. Карелы - крестьяне рады гостям и по селу пошел говор: «москвичи нас посмотреть приехали». Быстро завязались беседы. Мы прилипли к старику.

- Что это, отец, вы летом на санях ездите?

- Колес, паренек, мало в наших краях, да и лето недолгое.

- Тяжело, ведь, коням... Улыбается и равнодушно бросает:

- Привычно.

С любопытством осматриваем поля, где на четвертушке десятины, сквозь каменистую почву, реденько произрастают колосья ржи. На массиве, далеко ушедшем в озеро, рыбачат мальчишки. Осматриваем большие двух - этажные избы, где в задней части на втором этаже помещается и... конюшня. Через два часа уезжаем, получив некоторые предварительные познания о Карелии - стране лесов, рыболовства и скудной почвы.

Плывем 60 верст, и к вечеру добираемся до деревни Кондопога. Здесь и деревня и большой поселок, где строится большая гидроэлектрическая станция «Кондострой», а при ней бумажная фабрика. (Карелия богата лесами и кора идет на выделку бумаг).

Весь берег усеян близлежащими островками, где собирается молодежь с гармошкой, с гитарой и, разведя костер, читает редко получаемую газету. Дым костра отгоняет комаров, а гитара и гармошка, заливаясь, разносят гулким эхом по озеру звуки залихватских песен; вдруг они обрываются: музыка сменяется чтением. От доски до доски прочитывают старый помятый номер газеты. Читают, плохо угадывая смысл таинственных терминов в реле: автобус, трамвай и т. п., не говоря о фашистах. Очень низок уровень знаний большинства молодежи, населяющих эти неизведанные островки. Наряду с проникнувшим сюда красным уголком при волкоме, практикуется старинный обычай коллективного (всем селом, без различия полов и возраста) посещения бань.

От Кондопоги две версты до озера Сандал. Огибаем деревню Ниг - остров и через канал Петра Великого въезжаем под отвесные скалы Медвежьей Горы. Здесь мраморные разработки, и окрестное население изготовляет массу кустарных изделий: - чернильницы, пепельницы, кубики и т. п. Наши карманы быстро тяжелеют от множества разноцветных с переливами жилок - камней. Горные кряжи поражают разнообразием пород: меловые горы, руда, полевой шпат, гранит и лесные склоны карликовых деревьев.

От Медвежьей Горы к деревне Тивдия недалеко. Два часа и мы прибываем туда на ночлег, где нам обещают завтра показать лесосплав по реке Суне. Утром через лес, где вековые деревья ушли далеко в небо и узкая дорога не позволяет быстро ехать, мы плетемся на лошадях, имея очень унылый вид. Тысячи гигантских мух, известных здесь под названием «пармаков», жалят нас во - всю и не только нас, лошади не хотят идти - так насели стаи пармаков. Вооружившись длинными ветвями, мы с этими «опахалами» пробираемся вперед, надев на лица подобие масок из марли. Восемь верст мы проехали за два часа с лишним. Необычайное зрелище вознаградило нас за укусы. С громадной высоты низвергается гигантский водопад Кивач. Пена и водяная пыль переливаются всеми цветами радуги под лучами солнца. Как тростинки, летят в воздух пятисаженные бревна, падая вниз. Дальше от водопада местные смельчаки - ребятишки, стоя на бревне, выкидывают рискованные фокусы. Некоторые со смехом падают в воду. Им весело - нам также. От водопада Кивач мы вернулись в Петрозаводск. Много интересного мы увидели на севере.

• В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.