Старшина-танкист Иван Сидорович после демобилизации поступил слесарем на Минский автозавод. Вырос до технолога, начальника цеха, а переехав в Жодино, окончил политехнический. Был начальником ОТК, стал директором завода. Защитил диссертацию. Сейчас начальник Главка Министерства автомобильной промышленности Союза.
Будто след в след за ним шел нынешний директор Николай Матвеевич Усаньков. Слесарь-сборщик, заочник института народного хозяйства, начальник главного конвейера, начальник производственного отдела, директор предприятия.
У бригадира нет зависти к таким судьбам. Просто хочется подражать, научиться жить вот так, чтобы всегда на пределе, на полных оборотах.
«Поначалу уплотнительные кольца для гидроагрегатов обрабатывали два токаря, каждый сам по себе. Иван рассудил: если объединиться в бригаду, скорее внедришь передовое, поднимется организованность, легче передавать опыт.» Согласились. Бригадиром назначили его, Залевского.
Комсомольско-молодежная бригада, которой он руководит, трудится напряженно, здесь всегда думают о том, как сработать лучше, как сэкономить сырье, внести новое в производственный процесс
Фторопласт, который идет на кольца, – очень дорогой материал. Иван говорит ребятам:
– Я чем особенно дорожу? Научился любой материал чувствовать. Фторопласт, он с характером.
На два-три градуса нагревается, и уже одна, а то и две десятых миллиметра разница, а допуск-то всего шесть сотых миллиметра... Вот и соображайте!
Коля Богданец, Володя Сагалович соображают, стараются ювелирно, как бригадир, выполнять операции – и обточку, и нарезку фасонных канавок, и расточку. А он ведет их дальше, к рационализации!
Сам бригадир еще во втором году пятилетки приобщился к этому трудному делу, предложив пересогласовать для цилиндра опрокидывающего механизма поставку колец. Посчитали экономию – три тысячи в год. Рационализация стала здесь повседневным делом. Сейчас бригада готовит следующее предложение: отливать заготовки колец в пресс-формы, изготовленные здесь же, в Жодине, и уменьшить еще припуск по высоте.
У бригады много наград, реликвий... В прошлом году наградили орденом Трудового Красного Знамени бригадира. А в нынешнем сфотографировали у Знамени Победы групкомсорга бригады Николая Богданца.
Возле станков, на стенде, почетные грамоты: «Комсомольско-молодежной бригаде токарей цеха гидроагрегатов, занявшей 1 место в социалистическом соревновании комсомольско-молодежных коллективов в честь присвоения комсомолу имени В. И. Ленина и «За II место в соревновании за успешное выполнение заданий третьего, решающего года девятой пятилетки». Тут же, на стенде, обязательства навстречу XXV съезду КПСС.
Бригада включила в свой состав погибшего в годы войны Героя Советского Союза Петра Куприянова, уроженца Жодина, и выполняет его норму.
Хорошо идет у ребят пятилетка. Но еще важнее, что бригада Залевского – лишь одна из лучших на БелАЗе, но далеко не единственная.
Одна за другой сходят мощные машины с главного заводского конвейера, чтобы отправиться на стройки пятилетки. В этой непрерывной череде – -труд многоликого коллектива, каждый год принимающего в свои ряды сотни молодых рабочих. Они приходят на завод ершистыми и наивными, любознательными и доверчивыми, запрограммируют новичка на полную и четкую отдачу, он и пойдет по жизни тружеником, хозяином, как Иван Залевский, как Николай Богданец, именно об этом думают в заводском комитете комсомола, поднимая ребят на борьбу за качество, на сдачу Ленинского зачета, на спортивные состязания, думают всегда и особенно сейчас, когда идет обмен комсомольских билетов. Приобщение к заводской жизни – процесс многогранный, он требует разнообразия форм воспитания. Одной из удачных на предприятии считают «дни молодого рабочего». Два раза в месяц. Еще поездки и экскурсии в Минск, вечера вопросов и ответов, в которых принимают участие ветераны завода, начальники цехов, работники заводоуправления, юристы...
А потом молодежь втягивают в общественную работу, в конкурсы профессионального мастерства, в соревнование на звание лучшей комсомольско-молодежной бригады завода. Самые деятельные попадают в советы молодых рабочих, в комсомольские бюро. И растут.
Так вот действует на заводе главный конвейер. Не тот, где собирают «БелАЗы». А тот, где формируется основная сила предприятия, его вечный двигатель – рабочий класс. И каждому, кто закрепился в строю, время от времени напоминают, что директор завода тоже начинал в цехе, на рабочем месте.
...Завершает большую пятилетку БелАЗ. Перекрыта проектная мощность завода. Все последние годы в соревновании внутри отрасли у жодинцев первое или второе место. Новая пятилетка сулит заманчивые перспективы. Вдвое примерно должен увеличиться объем производства, пойдут в серийное производство семидесятипятитонники, возрастет выпуск машин прежних моделей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ