Февраль 1937 года. Город Вашингтон не узнает себя. Город престарелых законодателей и политических дельцов с серебрящимися висками тревожно вглядывается в армию юношей и девушек, заполняющую его просторные улицы.
Город Вашингтон взволнован: эта молодежь, собравшаяся со всех концов страны: из Нью-Йорка и Калифорнии, из Мэйна и Флориды, Алабамы и Орегона, Миннесоты и Техаса, - так непохожа на благонравных юношей и девушек, которых показывают в благополучных американских фильмах и изображают в слащавых американских романах. Эта молодежь сосредоточенна, настойчива, целеустремленна.
В феврале 1937 года американская молодежь впервые в истории США организовалась на защиту своих интересов. Она защищала свои интересы от законодателей Америки, от людей, избранных вершить дела и судьбы их родины.
Американская молодежь двинулась в поход против тех, кто год назад провалил выдвинутый ею законопроект - «Положение об американской молодежи».
Кто в США забудет дни, когда в сенате слушались показания за и против «Положения»?
Молодой рабочий из Нью-Йорка нарисовал неприглядную картину условий работы тех «счастливцев», которые ее имеют. Эти условия - длинный рабочий день, низкая заработная плата, замена труда взрослых детским трудом: свыше полумиллиона детей в возрасте от 10 до 15 лет работает на предприятиях США.
Семнадцатилетняя девушка из Уэст-Вирджинии рассказала о безнадежном положении молодежи горняцкого городка, в котором она родилась и выросла. Очень немногие юноши и девушки кончают среднюю школу. Никому из ее сверстников не удалось поступить в университет.
Студентка Бассар-Колледжа рассказала об отчаянии учащейся молодежи, не имеющей средств на окончание учебы и, главное, лишенной надежд на получение работы по своей специальности. Некий предприимчивый делец объявил в газетах, что для его ресторана требуются повара, судомойки, официанты и уборщицы с университетским дипломом. Четыреста юношей и девушек с высшим образованием откликнулись на это объявление.
Двадцатилетний бродяга, представитель полумиллионной армии бездомной американской молодежи, рассказал о мытарствах на шоссейных дорогах и в товарных поездах, о массовых арестах «бродяг», об авариях, во время которых гибнут сотни молодых жизней.
Сколько изувеченной молодежи! Сколько больных от недоедания, от плохих жилищных условий! Сколько юных преступников! Сколько в домах для умалишенных!
Детское бюро в Вашингтоне установило в 1933 году, что не менее 25% всех детей в США «показывает последствия плохого питания, плохих жилищных условий, недостатка в медицинском уходе».
Одна восьмая всех находящихся в домах для умалишенных в 1933 году состояла из молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Врачи Франк Ховард и Фредерик Пэтси констатируют, что большинство этих больных могло бы избежать недуга, если бы им были предоставлены нормальные жизненные условия.
Преступность среди молодежи достигла во время безработицы небывалых размеров.
Один из ньюйоркских работников просвещения высчитал, что каждый преступник обходится государству ежегодно в 5 тысяч долларов до момента заключения в тюрьму и в 500 долларов во время содержания его за решеткой.
«Было бы гораздо дешевле, - заключает он, - дать им высшее образование в Гарварде» (Гарвард - один из самых аристократических университетов в США).
Обо всем этом рассказала американская молодежь законодателям в Вашингтоне, требуя принятия и проведения в жизнь «Положения», защищающего ее интересы.
Но законодатели постояли за себя. Путем разных адвокатских уверток законодатели провалили «Положение». Однако молодежь с удвоенной и утроенной энергией добивается принятия этого закона. Борьба продолжается и по сегодняшний день.
Почему же избираемые законодатели так беззастенчиво и безнаказанно отказываются вслушаться в голос такой, казалось бы, мощной избирательной силы? Ведь число молодежи в возрасте от 16 до 24 лет доходит до 20 миллионов, т.е. составляет немногим меньше одной шестой всего населения США.
Одна из главных причин кроется в том, что американская молодежь в значительной своей части лишена избирательных прав. Право избирать имеют граждане, достигшие 21 года. Это лишает политических прав несколько миллионов юношей и девушек от 18 до 21 года - возраст, который Сталинской Конституцией облечен великим правом избирать и быть избранным.
Но есть много способов, которыми можно отстранить от участия в политической жизни также и молодежь, достигшую 21 года. В этом случае чаще всего пускаются в ход так называемые «нищие законы». Лица, получающие пособие от государства, лишены избирательных прав в целом ряде штатов. Кроме того, голосовать может только тот, кто имеет определенное количество долларов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.