Берендеево царство

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1220, март 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Теперь будем ездить в Кострому только зимой. Да притом постараемся подгадать так, чтобы путешествие пришлось на конец февраля, на последнее его воскресенье, когда по установившейся уже традиции Кострома – да что там Кострома! – все население области от мала до велика торжественно и весело отмечает смену времен года – провожает зиму и встречает весну. С самого утра по улицам в сторону раскинувшегося на окраине города лесопарка едут кавалькадой – словно ладьи костромские плывут – разукрашенные автобусы и машины, собирают народ на праздник русской зимы.

Впереди колонны три былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – «млад со своей дружинушкой хоробрыя». А за ними – карнавальное шествие! Кого только тут нет: скоморохи-плясуны в разноцветных рубахах и кафтанах, в настоящих, по старинной костромской моде сделанных, лаптях, музыканты с рожками, балалайками и ложками, лешие и ведьмы во главе с Бабой-Ягой Костяной ногой, Змей Горыныч со зверьем лесным, ряженые всех мастей и званий...

Зазывалы, взобравшись на машины, громкими голосами выкрикивают, стараются:

Эй, народ разный,

сыпь к нам на праздник!

Только надо торопиться,

а то без вас состоится!

Площади и улицы быстро заполняются костромичами, охочими к труду и веселыми в забавах, взрослыми и малыми, всеми, кто любит от души погулять-повеселиться. Даже заядлые домоседы не выдерживают, покидают свои квартиры и присоединяются к карнавальному шествию, которое медленно, но верно приближается к «Берендеевке» – центральной поляне парка, где должен происходить праздник.

«Берендеевка» – идеальное для народных гуляний место. На огромной площади среди могучих вечнозеленых елей выросло настоящее «Берендеево царство», точь-в-точь как в сказке А. Н. Островского «Снегурочка»: дворцы, избы, резные башни и вышки – все деревянное, с причудливо раскрашенной резьбой. Так и кажется, что вот сейчас выйдет из своего дворца царь Берендей, взмахнет рукой, и, повинуясь его приказу, появятся на поляне персонажи «весенней сказки» – Снегурочка, Весна-Красна, Мизгирь, Лель со своей свирель-кой, берендеи...

Так оно скоро и будет, а пока карнавальное шествие только приближается к «Берендеевке». Народу кругом уже видимо-невидимо, а гости все прибывают и прибывают. Идут костромичи в свой парк, идут ради веселья и общения, чтобы проводить зиму и встретить долгожданную весну. Они, конечно, знают и о том, какие к сегодняшнему празднику приложатся забавы и удовольствия...

Казалось бы, зима на дворе, а посмотришь окрест, и не верится: такое разнообразие цвета – красный, малиновый, золотой, синий, желтый, – будто все краски природы сошлись здесь вместе и расцветили зимний лес.

Сторицей отблагодарила погода всех, кто пришел в этот день в «Берендеевку». А ведь накануне день выдался холодный, неуютный. Зима напоследок, видно, решила «насолить» костромичам и вывалила на город столько снега, что его и на месяц бы хватило. Праздник оказался под угрозой срыва. В штабе праздника думали-гадали: как-то завтра, не сыграет ли зимушка снова свою злую шутку, не разыграется ли так, что люди и на улицу-то не захотят показаться? В кабинете директора парка Е. Г. Есиной то и дело раздавались телефонные звонки, горожане спрашивали: «Будет ли праздник?» И Екатерина Гавриловна, главный инициатор и организатор подобных народных гуляний, на свой страх и риск отвечала всем: «Будет, непременно будет! При любой погоде!» А сама больше всего беспокоилась за своих артистов да за их костюмы: как-то они будут выглядеть, если снег так и не прекратится? Только сжалилась зима, подарила напоследок дней своих погодку что надо: ни ветерок не пролетел, ни снежинки не упало, а солнце, праздничное и глазастое, палило так, что тепло от его весенних лучей пошло по всему парку...

И вот, наконец, зазвучало, расцвело само действо-представление.

И впрямь, как в сказке, сходит по крылечку дворца царь Берендей, приглашает народ честной на праздник. На высокой эстраде начинается театрализованное представление «Прощай, зимушка-зима!». Льется со сцены народная песня, и не успевает стихнуть последний ее аккорд, как взвиваются в огневом танце добры молодцы, а вслед за ними затейники потешают гостей шутками да прибаутками. Контакт с публикой идеальный: все, что происходит на сцене, тут же комментируется зрительскими репликами – смешными и веселыми, а стоило только ведущему объявить, что зрители приглашаются участвовать в конкурсе на самого смелого и ловкого, как на деревянный помост буквально повалили желающие проявить свою удаль и получить в награду приз – миниатюрный тульский самовар.

Но это пока всего лишь пролог, разминка перед началом большого и веселого народного балагана. Из динамиков несется:

Взлетает песня птицей в поднебесье,

Веселый ветер вдаль ее несет...

Скорей сюда! В кругу всем хватит места,

Мы вас зовем в наш дружный хоровод.

А народ и звать не надо. Грянула задорная плясовая, и люди сами включаются в веселый танец, вовлеченные и пощипывающим нос да щеки морозцем, и общим весельем, и радостью. Пустились вприсядку и Баба-Яга с царем Берендеем, и девушки-веснянки с лешими под ручку, и ребятишки, и старики не удержались, закружились в общем хороводе по поляне. Те, кто в толпе остался, вытягивают шеи, смотрят – не налюбуются на плясунов, сами на месте пританцовывают, ладонями прихлопывают. А молодежь-то расходилась:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены