К 75-летию со дня смерти
Пьер - Жан Беранже явился для Франции основоположником социально - политической песни. Воспитанный в духе республиканских идей Великой французской революции, Беранже создал политическую песню, выражавшую идеологию мелкогородской буржуазии и примыкавших к ней пролетаризирующихся ремесленников.
Беранже создает острый политический памфлет, социальную элегию. В этом отношении характерен ею «Король Ивето», где Беранже высмеивает империалистическую политику Наполеона, представив последнего в образе добродетельного и миролюбивого властелина, объезжающего свое царство на осле. Полный расцвет сатиры Беранже падает на эпоху реставрации. Возвращение к власти Бурбонов вызывает у Беранже целый ряд песен, памфлетов, в которых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи.
Распространяясь вначале в виде летучих листков, песни Беранже были изданы впервые в 1816 году. В последующих сборниках содержалась сатира на монархию, дворянство и клерикализм. Уже первый сборник стихов лишает Беранже милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник навлекает на Беранже судебное преследование, окончившееся трехмесячным тюремным заключением за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти.
Влияние Беранже на развитие социально - политической песни чрезвычайно велико: его творчество положило начало традиции протестующей социальной песни XIX века, которая сказалась в рабочей поэзии Пьера Дюпона, у революционных поэтов эпохи Коммуны - Поте и Клемана, наконец у поэтов - Аристида Брюана, Жюля Жуя, Жана Ритюса.
Необходимо отметить, что и Маркс и Энгельс чрезвычайно интересовались политической сатирой Беранже. В «адресе демократической ассоциаций временному правительству французской республики» (28/II 1848 г.), подписанном Марксом, мы читаем: «Вам, французы, вам принадлежит честь и слава в том, что Вы положили главные основы того союза народов, которые так пророчески воспел ваш бессмертный Беранже».
В поэзии Беранже, не сумевшего преодолеть своего мелкобуржуазного сознания и стать на позиции французских пролетариев, мы находим страницы, где борьбу сменяет пассивное раздумье. Это однако ни в какой мере не преуменьшает значения литературного наследства Беранже в той его части, где поэт выступает, как политический трибун.
Несомненно, что десятки песен - сатир, песен - стрел еще надолго останутся действительно бессмертными.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.