Бегемот Манук - цирковая звезда

А Кириченко| опубликовано в номере №776, сентябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Арена цирка превращена в уголок тропической страны. Среди банановых деревьев, пальм и кактусов разгуливают мускусные австралийские утки, аисты, цапли. В бассейне резвится крокодил. С шумом расплескивая воду, туда же ныряет бегемот. По требованию дрессировщика он возвращается на берег, ложится, встает, ходит по барьеру, ограждающему манеж, катается на качелях, кланяется зрителям, разевает чудовищную пасть с огромными клыками и мирно кладет голову на плечо человеку. Это Манук - дрессированный бегемот артиста Степана Исаакяна.

Как же попало это экзотическое животное на арену цирка?

Молодой цирковой артист Исаакян задумал рискованный и трудный номер несколько лет назад. Бегемота доставили из далекой Либерии. На беду, это был не детеныш, как необходимо дрессировщику. а взрослое животное со сложившимся характером. И характер у него оказался плохим. С живостью. неожиданной для полуторатонной туши, бегемот бросался на человека при малейшей попытке того приблизиться. Для Манука, так назвали нового «артиста» («манук» - по - армянски «малыш»), выстроили из толстых, крепких бревен клетку. В первый же день бегемот разнес ее в щепки. Во всех помещениях, куда его вводили, он неизменно вышибал окна и двери. Пришлось соорудить жилище особой архитектуры - с высокими стенами, без дверей. Дрессировщик спускался к своему воспитаннику с крыши. Каждый день все ниже и ниже.

Бегемота надо было приучать к цирковой обстановке, атмосфере выступления. Манук не терпел музыки. Возле него поставили приемник, и целый день он слушал радиопередачи. Потом посадили рядом музыканта, подолгу игравшего на трубе. Трубача сменило концертное трио. Манук стал привыкать к оркестру и к аплодисментам...

Настойчивость молодого дрессировщика иллюстрирует такой факт. Как только Исаакян надевал костюм сказочного витязя, Манук переставал его узнавать и отказывался выполнять задания. Потребовались ежедневные репетиции в течение двух лет, прежде чем бегемот примирился с переодеванием своего хозяина.

Самым трудным делом были поиски «педагогического метода». Как заставить бегемота подчиниться человеку? Бич дрессировщика тут бесполезен: ведь Манук не реагировал даже на удар оглоблей по голове! Наиболее мощным средством воздействия оказался человеческий голос. разнообразие его интонаций, выражающих ласку, одобрение, гнев.

Идет репетиция. Манук нырнул в бассейн. Из воды торчат только поднятые кверху огромные ступни.

- Пируэт! - раздается команда.

Манук переворачивается.

- Разве это пируэт?! - укоризненно спрашивает дрессировщик, и бегемот старательно повторяет движение.

- Домой! - приглашает Исаакян.

Стряхивая с грузного туловища воду, бегемот поднимается на манеж.

- Поторопись!

Манук ускоряет шаг... Бегемот запоминает интонации команды, обычно подкрепляемые лакомством, и подчиняется им.

Сейчас Степан Исаакян с группой экзотических дрессированных животных выступает во многих городах Советского Союза. Он продолжает поиски новых «артистов» среди носорогов, слоновых черепах, гигантских ящериц и других животных, никогда еще не выходивших на цирковую арену.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены