... Арена цирка превращена в уголок тропической страны. Среди банановых деревьев, пальм и кактусов разгуливают мускусные австралийские утки, аисты, цапли. В бассейне резвится крокодил. С шумом расплескивая воду, туда же ныряет бегемот. По требованию дрессировщика он возвращается на берег, ложится, встает, ходит по барьеру, ограждающему манеж, катается на качелях, кланяется зрителям, разевает чудовищную пасть с огромными клыками и мирно кладет голову на плечо человеку. Это Манук - дрессированный бегемот артиста Степана Исаакяна.
Как же попало это экзотическое животное на арену цирка?
Молодой цирковой артист Исаакян задумал рискованный и трудный номер несколько лет назад. Бегемота доставили из далекой Либерии. На беду, это был не детеныш, как необходимо дрессировщику. а взрослое животное со сложившимся характером. И характер у него оказался плохим. С живостью. неожиданной для полуторатонной туши, бегемот бросался на человека при малейшей попытке того приблизиться. Для Манука, так назвали нового «артиста» («манук» - по - армянски «малыш»), выстроили из толстых, крепких бревен клетку. В первый же день бегемот разнес ее в щепки. Во всех помещениях, куда его вводили, он неизменно вышибал окна и двери. Пришлось соорудить жилище особой архитектуры - с высокими стенами, без дверей. Дрессировщик спускался к своему воспитаннику с крыши. Каждый день все ниже и ниже.
Бегемота надо было приучать к цирковой обстановке, атмосфере выступления. Манук не терпел музыки. Возле него поставили приемник, и целый день он слушал радиопередачи. Потом посадили рядом музыканта, подолгу игравшего на трубе. Трубача сменило концертное трио. Манук стал привыкать к оркестру и к аплодисментам...
Настойчивость молодого дрессировщика иллюстрирует такой факт. Как только Исаакян надевал костюм сказочного витязя, Манук переставал его узнавать и отказывался выполнять задания. Потребовались ежедневные репетиции в течение двух лет, прежде чем бегемот примирился с переодеванием своего хозяина.
Самым трудным делом были поиски «педагогического метода». Как заставить бегемота подчиниться человеку? Бич дрессировщика тут бесполезен: ведь Манук не реагировал даже на удар оглоблей по голове! Наиболее мощным средством воздействия оказался человеческий голос. разнообразие его интонаций, выражающих ласку, одобрение, гнев.
Идет репетиция. Манук нырнул в бассейн. Из воды торчат только поднятые кверху огромные ступни.
- Пируэт! - раздается команда.
Манук переворачивается.
- Разве это пируэт?! - укоризненно спрашивает дрессировщик, и бегемот старательно повторяет движение.
- Домой! - приглашает Исаакян.
Стряхивая с грузного туловища воду, бегемот поднимается на манеж.
- Поторопись!
Манук ускоряет шаг... Бегемот запоминает интонации команды, обычно подкрепляемые лакомством, и подчиняется им.
Сейчас Степан Исаакян с группой экзотических дрессированных животных выступает во многих городах Советского Союза. Он продолжает поиски новых «артистов» среди носорогов, слоновых черепах, гигантских ящериц и других животных, никогда еще не выходивших на цирковую арену.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.