Раньше балет считался искусством избранных. О нем пускались в рассуждения балетоманы и титулованные эстеты. Теперь у нас балет популярен: имена лучших танцовщиц известны везде - от Москвы до Владивостока. Одухотворенность пластики, глубина и масштабность балетных образов Улановой, Плисецкой, Бессмертновой, Рябинкиной привлекают художников смежных областей - скульпторов, графиков, живописцев. Они по - своему раскрывают искусство балета, показывая труд, поиск, вдохновение мастеров танца. Валерий Косоруков, окончив пять лет назад Суриковский институт и аспирантуру, настолько увлекся балетом, что все его творческие планы можно выразить одним словом: балет. Он бывает на репетициях (добиться этого не так легко), знает многих мастеров, хорошо разбирается в этом сложном искусстве. - Валет - благодатная тема, - говорит Валерий, - пластика, цвет, характеры! Мне каждый раз хочется подчеркнуть, что поэтическая стихия танца как бы «вторична», а на первое место в своих рисунках я ставлю стихию большого, напряженного труда. Валерий сделал для издательства «Советский художник» специальный альбом, в котором свыше девяноста рисунков, набросков. Половина из них - в цвете. Художник показывает актеров в ролях, мгновенные зарисовки фиксируют их поиски характерного, главного. Преодолеть внешнюю красивость - основная задача, поставленная молодым художником. Решает он ее теми средствами, которые есть в его распоряжении, и теми, которые заложены в балетном искусстве. Листая рисунки Косорукова, убеждаешься в том, что синтез искусства не досужая выдумка, а законнорожденное явление. Как поэзия становится видимой, а живопись звучащей, так рисунок становится подвижным, пластичным, полным динамики, как вдохнуть в набросок сердечное тепло, взволнованность, симпатию? На эти вопросы отвечает своими работами Валерий Косоруков. Вот его Галина Уланова - задумчивая, собранная, сидящая на скамье в пустом танцевальном классе. Чеканный профиль актрисы напряжен, красив, артистичен. Вот полуосвещенная сцена, фигуры балерин, утопают в белых шелках. Набросок называется «Идет спектакль». Вот пастель «Перед выходом» - последний взыскательный осмотр, трепещут от волнения, кажется, не только эти молоденькие девушки, но и огни фонарей. Все эти работы Косорукова приоткрывают занавес репетиционных залов, показывают состояние, которое мы никогда не видим на сцене.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.