Аврора

А Атлас| опубликовано в номере №311, ноябрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Авроровцы должны были восстановить связь между центром и рабочими районами города. Мост был разведен и охранялся юнкерами, приехавшими на броневиках. Юнкеров надо было оттуда выбить и мост свести. К командиру крейсера пришел представитель судового комитета. От имени комитета он заявил:

- Должен объявить вам, что придется переменить место стоянки. Вы поведете крейсер к Николаевскому мосту.

Вести корабль командиру явно не хотелось, и он попробовал отговориться:

- В момент перехода власти офицеры флота будут сохранять нейтралитет. Но препятствовать вам я также не буду. Я согласен даже в случае неудачи вашего предприятия вывести судно в Кронштадт... Вы, то есть судовой комитет, можете взять на себя ответственность за целость корабля и по прибытии на место освободить меня от обязанностей командира крейсера.

Тогда представитель комитета спросил в упор:

- Вы отказываетесь вести судно? Командир замялся.

- Район малых глубин... - сказал он. - Фарватер Невы мне незнаком... Крейсер там не пройдет... Я не могу рисковать.

Промерить фарватер взялся старшина сигнальщиков Сергей Захаров. Дело было опасное, шлюпку каждую минуту могли расстрелять юнкера, но Захаров сделал промер по всем правилам: через каждые пять гребков он сбрасывал лот и аккуратно заносил глубины на карту. По всему фарватеру глубина оказалась больше 16 метров. «Аврора» снялась с якоря и, развернувшись, вышла на середину реки. В 3 часа 25 октября крейсер подошел к мосту; в вахтенном журнале «Авроры» сохранилась запись: «3.30 - отдали якорь у среднего пролета Николаевского моста». С корабля на шлюпках спустили десант, моряки отогнали юнкеров Временного правительства, сбили замки на будках с подъемными механизмами и свели мост. На корабль приехал представитель революционного комитета. Он собрал судовой комитет и, подробно рассказав о положении в городе, сказал:

- Вам придется произвести обстрел Зимнего дворца.

Орудия были наведены на Зимний, снаряды заготовлены. Орудийный расчет ждал сигнала начать стрельбу...

... Теперь, спустя 21 год, на учебном крейсере «Аврора» снова раздается команда:

- Залп!

Два кормовых орудия выстрелили одновременно. Курсант Ляхович обеими руками прижимает к глазам восьмикратный артиллерийский бинокль и, разглядев на заполнившей стекла серо - голубой глади три водяных столба, поднятых снарядами, командует:

- Накрытие. Поражение. Залпы через пятнадцать секунд!

Ляхович окончил стрельбу. Он передает бинокль другому курсанту. Капитан второго ранга Ляпидевский говорит:

- Отлично стреляли!

Стрельбы продолжаются. Каждый час меняются номера орудийного расчета. Первый наводчик становится на место подносчика снарядов, а подносчик снарядов - на место второго наводчика.

Часть палубы, где стоят стреляющие орудия, огорожена натянутым шкертом. У орудий люди в противогазах. День жаркий, работать в противогазах тяжело, по орудийный расчёт четко и точно выполняет свое дело. Не отрываясь, смотрит наводчик на цель. Тонкую красную черту на прицеле он должен совместить с кромкой щита. Щит качается на волнах и все время уходит от красной черты, исчезает из поля видимости. Наводчик гонится за щитом, он поворачивает ручку прицела, и вместе с прицелом опускается или поднимается огромное жерло шестидюймового орудия.

Управляет стрельбой тоже курсант. В боевых условиях от управляющего огнем часто может зависеть исход боя. Малейшая его ошибка несет за собой разгром и поражение, а точная ориентировка, быстрый и безошибочный расчет могут обеспечить полное уничтожение противника.

... Был такой случай: проводились комендорские стрельбы. Стреляли из исторического бакового орудия. Один курсант подошел к преподавателю:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленинскому комсомолу

Приветствие в день двадцатилетнего юбилея ВЛКСМ