Анатолий Зотов и Иван Пулькин

В Сажин| опубликовано в номере №993, октябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Требование строить много, быстро и дешево вызвало бурный приток на строительную площадку самой разнообразной техники, самых современных методов. Строительство стало индустрией. Во время последней поездки мне довелось побывать на одной из наиболее интересных в этом отношении строительных площадок — на строительстве Волжского автомобильного завода в Тольятти. Об этом заводе правильнее было бы сказать, что его не строят, а Монтируют. Завод должен начать выпуск автомобилей к концу третьего года строительства, то есть к концу будущего года. Такие темпы неведомы не только у нас, но и ни в одной другой стране. Естественно, выполнение таких задач возможно только при высокой степени механизации, только при применении самых современных достижений строительной техники.

Так что же, может быть, труд обыкновенного каменщика или маляра не нужен на этой ультрасовременной стройке? Может быть, индустриальные методы вытеснили их со строительной площадки?

Вполне естественно, что ребят эти проблемы волновали. Волновали потому, что они не могли равнодушно относиться к тем переменам, которые не могут не отразиться на их будущем, на их профессиях. Может быть, случайно выбранный жизненный путь стал теперь для них частью их личности, их бытия? Как же они должны оценивать свое будущее?

На таком строительстве, как в Тольятти, машины облегчили и ускорили труд, сделали его более производительным, оставив на долю старых профессий как бы доводку и еще то, что машины пока не научились делать. Иначе говоря, если сборка конструкций зданий — это чистая техника, то каменную кладку и малярное дело можно сравнить с искусством, ибо здесь все создается живыми человеческими руками, согрето теплом рук мастера, зависит от его умения и вкуса.

Я вспомнил, как накануне среди новостроящихся светлых жилых домов состязались эти ребята. Я следил за их работой, за увлеченностью (глотка воды никто не отпил.) и все больше убеждался в правомерности сравнения их древних ремесел со столь же древними искусствами, какими являются живопись, ваяние и зодчество. И здесь нет никакого преувеличения. Я смотрел, как работают парни и девушки, а в памяти возникали великие произведения из камня, созданные руками русских мастеров — прапрадедов этих молодых рабочих. Перед моим мысленным взором появлялись строгое величие Софийского собора в Новгороде и причудливые очертания храма Василия Блаженного, силуэт Московского Кремля и здание Биржи на берегу Невы. Ведь без мастерства безвестных каменщиков, без их искусного и тяжелого труда не мог бы дойти до нас ни один из многих и многих шедевров. И меня не смущает то обстоятельство, что именно эти ребята не участвуют в создании архитектурных шедевров современности в общепринятом понимании этого слова. Они строят заводы и города. Но дело, которым они заняты сегодня на ударных комсомольских стройках, требует не меньшей отдачи, не меньшего мастерства. И кто знает, может быть, то, что ими создается сегодня, со временем станет памятником эпохи и об этих ребятах будут вспоминать, как вспоминаем мы первых строителей Магнитки или Комсомольска-на-Амуре?

Когда-нибудь придет то время, когда о нашей цивилизации будут судить не только по первым спутникам, атомным бомбам или атомным электростанциям, по первым кибернетическим машинам — о нас будут судить и по городам и заводам, которые мы оставим после себя и которые сегодня зовутся ударными комсомольскими стройками. И в создании этих памятников материальной культуры участвуют простые рабочие-строители.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лилия

Приключенческая повесть

Летим на разведку

Специальный корреспондент «Смены» Евгений МЕСЯЦЕВ — на борту сверхзвукового самолета морской авиации.