Анафема Уатту

Ю Жуков| опубликовано в номере №219, апрель 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Письма о банкротах

Ослепительный экспресс мчит на север, сокрушая километры и тьму.

Нервный, издерганный пассажир вот уже восемнадцать месяцев ищет утраченную мечту. Он не нашел и тени «просперити» в двадцати странах земного шара. Сегодня он вступил на территорию двадцать первой страны и мчится в незыблемую крепость мирового автомобильного короля, чтобы хоть здесь обрести покой.

Пассажир сжимает виски: мир сошел с ума, потеряв веру в себя и провидение! На столик брошен скомканный блокнот с тисненым росчерком - «Поль Моран».

Париж и Вена ждут утешительных статей от писателя Морана. Но...

«... Я не был здесь с 1925 года. Какая деятельность кипела тогда и этих районах! Теперь пустые поезда стоят без дела на рельсах. Да и вся страна выглядит так, как будто она стоит без дела на рельсах. Заржавленные инструменты, целые кладбища автомобильных шоссе, спящие подъемы, краны, голые, как осенние деревья без листьев, холодные котлы,.»

Экспресс прибыл в Детройт точно по расписанию. Проклятье! Похоронный звон не стихает и здесь, в столице всесильного Форда.

Нет! Статья Поля Марана оказалась жестокой и безнадежной. «Я приехал на завод в 6 часов, но нашел там лишь несколько сот людей. Два года назад в этот же самый час там можно было насчитать 100 тысяч рабочих. Изумительный американский порядок еще больше увеличивает ощущение пустоты. И американскому сердцу тяжкий удар наносит крушение гигантской рационализаторской работы, которой со времени президента Клевэленда занимались все предприниматели - Тейлор, а потом Форд...». Мосье Моран покинул двадцать первую страну, неся отчаяние в сердце. Двадцать первая страна, как и первые двадцать, была разбита прогрессивным параличей и неуклонно отступала в каменный век...

«Трактор с его зонтиком над сиденьем мог бы уступить свое место запряжке мулов. Вся система сельского хозяйства должна возвратиться 'к более примитивным формам. В настоящее время это единственный выход». Так заявил недавно авторитетнейший экономический журнал Америки «Анналист». И бледный от ужаса экономист Стюарт Чейз заклинает:

- Уже с тех пор, как Джеме Уатт поставил свою машину в хлопкопрядильне, он навлек этим проклятье на западную цивилизацию.,

И вот начинается поход против машин.

Правительство Великобритании создало комиссию под председательством лорда Веера для изучения вопроса об электрификации железных дорог.

комиссия работала долго и солидно. Ученые с мировыми именами, инженеры и экономисты составили прекрасный доклад:

«Электрификация железных дорог дала бы экономию почти в 10 млн. тонн угля, ускорила бы и удешевила бы грузооборот, предоставила бы громадные удобства пассажирам».

«Экономически план является настолько выгодным, что он обеспечивает быстрое возвращение вложенных капиталов»... В чем же дело? Строить, скорее строить! Но... здесь подают свой голос железнодорожные, угольные и газовые компании:

«Поскольку угольные компании являются основными клиентами железных дорог, а электрификация может повредить их интересам, лучше с нами не ссориться и прекратить попытки электрификации» (журнал «Модерн Транспорт»).

Германский концерн «Сименс» - мировой монополист электротехники.

Германскому концерну «Сименс» невыгодно вводить новшества: это обесценит старый производственный капитал.

Германский концерн «Сименс» покупает анодный выпрямитель и фотоэлектрические элементы - изобретения, несущие революцию в технику, чтобы похоронить их навеки в железных гробах сейфа.

Европейскому Форду - мосье Ситроэну некуда девать свои десятисильные авто. Истощенный кризисом кошелек покупателя открывается слишком туго.

Где выход? Выход найден... Автомобильная торговая палата проводит закон: каждый автомобиль, проработавший десять лет, независимо от степени износа подлежит сожжению.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены