Александр и Александра

В Дмитриев, Н Богданов| опубликовано в номере №125, май 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Шура, ты знаешь, я тоже бродил по городу, как дурак, знал, что не найду тебя, и все - таки искал... Шура, все было ошибкой, все я делал не так, неправильно, не как нужно. Я ничего не понимал. Я ревновал зря. Шура! - Крылов остановился и схватил Шуру за плечо: - Стой, - сказал он, - ответь же мне, наконец...

- На что тебе ответить, - спокойно сказала Шура, - я тебя не понимаю. Ты сам не выдержал пустякового испытания. Ты сам нашу любовь превратил в нелепую, ненужную вражду. А теперь...

- Теперь, Шура, я понимаю, что напутал. Ну, прости же меня! Неужели нельзя было ошибиться? Да, я ошибся, но теперь слишком многое понял и узнал.

- Слушай, Саша, - сказала Майкова, особенно мягко, - да, я тебя любила. Я и теперь, может быть, тебя люблю. Но все равно, ничего из этого не выйдет. Как бы тебе объяснить... Ну, не могу я. Пойми сам это. Слишком уж я измучена всей этой историей... Не могу быть тебе другом... не сердись на меня, свет не клином сошелся... Ну, прощай! До свиданья, Александр! - Погоди, Шура! - почти закричал Крылов, цепляясь за ее рукава, стараясь удержать ее хоть лишнюю минуту. Ему все еще казалось, что можно как - то убедить ее, что еще не поздно словами стянуть трещину в их отношениях. - Шура, любимая, - громко говорил он, сам не зная, что говорит и не слыша своих слов, - Шура, ну побудь со мной еще немного. Посмотри, с чем я искал тебя сегодня. - Он протянул ей свой сверток. Это была коробка шоколадных конфет с портретом Шуры Майковой.

Шура спокойно посмотрела на коробку, подержала ее и отдала обратно Крылову. Крышка открылась. Из коробки посыпались конфеты. Они падали в снег, как крупные, круглые слезы. Шура молча пошла прочь.

Крылов прислонился спиной к забору. Он смотрел ей вслед, пока она не скрылась, не расплылась в густой темноте. Ноги его ушли глубоко в снег.

- Вот и все, - сказал он и зачем - то стал умываться и тереть лицо снегом, от которого пахло приторно и сладко кондитерской.

Эпилог

Жизнь шире сюжета небольшой повести. Листы, отпущенные авторам на их героев, подходят к концу. Событие, избранное для описания, - перед читателем. Повесть кончена, но жизнь не кончается, и герои живут дальше. Эпизод о любви и вражде Александра и Александры закончен. Но этим эпизодом не исчерпывается их судьба. Они будут жить еще, расти, изменяться, работать.

Обычно с окончанием своего описания в литературном произведении, герой выходит из крепостной зависимости от автора, плюет на него и живет дальше, как ему вздумается. По крайней мере, читатель волен приписать ему любую судьбу.

Но авторы настоящей повести перехитрили своих героев. Они не желают предоставлять им вместе с окончанием произведения свободу действий. Ходите в упряжке, проклятые! Мы не хотим предопределять, мы лишь заранее расскажем неожиданную, но подлинную вашу судьбу.

Пока мы писали и печатали повесть, герои наши продолжали жить. Может быть, они не читали «Смену» или авторский замысел до них не дошел, но только все они поступили не так, как мы задумали, а, пожалуй, несколько наоборот.

Александр Крылов, вместо того, чтобы исправиться и стать примерным или покончить жизнь самоубийством, женился на Зине и, окруженный великолепием никелированных шаров, стеганых одеял и мягкой мебели, забыл и думать о партии и о своих высоких мечтаниях. Он покупает на толкучем рынке всякое узорное и ажурное барахло, статуэтки, идиотские веера и какие - то странные пепельницы!

Казалось бы, что его с Зиной семейное счастье должно быть нерушимо и полно блаженства. Но с Зиной произошла странная, просто диковинная история.

Помните, она стала подражать Шуре Майковой, чтобы прельстить Крылова. В этом подражании она дошла до того, что не только перестала красить губы, но и занялась общественной работой. Сперва, робко и нехотя, только ради Крылова, но потом сама работа увлекла ее. Она отдала ей весь тот пыл, который раньше отдавала своим любовным делам. За ней, как за своим признанным вождем, пошла целая группа девушек, также, как раньше они шли за ней на фокстротные вечеринки. Зина сейчас одна из тех кандидаток, которых наметили в комсомоле к передаче в партию. Крылов ссорится с ней на почве ее увлечения общественной работой.

Бондарчук организовал ударную бригаду молодежи. Ребята не назвали свой коллектив показательным. Но зато, на самом деле, бригада ведет за собой всю фабрику, заставляя подтягиваться другие коллективы своей безукоризненной работой.

Шура... «Знаем, - скажете вы, - вышла замуж за Бондарчука». Поздравляем вас с догадливостью, но за Бондарчука она все - таки замуж не вышла. Не вышла она ни за Лешку, ни за директора, ни за кого она не вышла.

Шура перевелась на одну из ленинградских кондитерских фабрик и долгое время мы не имели от нее вестей. Недели две тому назад один из авторов (не важно, который) встретил ее на Васильевском острове. Она прошла мимо, намеренно отвернувшись. Должно быть ей неприятно, что мы рассказали всю эту историю, хотя мы желали ей только добра и старались представить ее в наилучшем свете. Правда, ведь, она очень хорошая девушка?

Но кто нас удивил больше всех - так это Лешка Потрясаев! Этот чудак поступил в Географический Институт! Да, да, да! в вуз. Сейчас он подает большие надежды и весной отправляется с экспедицией на Памир исследовать вновь открытые горные хребты. Крылову он не завидует.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены