Велосипед, этот прекрасный, удобный и дешевый способ передвижения, может служить не только обывателю для его ежедневных поездок, - он с успехом может быть использован для целей нашей промышленности, связи и обороны страны. Чем культурнее страна, тем больше в ней быстрых и дешевых способов передвижения, и, наоборот, чем больше в стране удобных и дешевых способов передвижения, тем она культурнее. ВОПРОС О МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ У НАС ВЕЛОСИПЕДОВ ТРЕБУЕТ СРОЧНОГО РАЗРЕШЕНИЯ.
За последнее время представители иностранной велосипедной промышленности все чаще и чаще высказывают желания о взятии концессии на производство велосипедов в СССР. Этот вопрос нужно разрешить в ближайшее время.
В дореволюционной России ежегодно на рынок выбрасывалось около 60.000 велосипедов. Внутри страны производилось около 35.000 и ввозилось из - за границы около 25.000 шт. Наиболее крупным «производителем» велосипедов был завод «Д у к с» в Москве (около 9.000 - 10.000 велосипедов в год), затем «Л е й т н е р» в Риге (6.000 - 7.000), фирмы Кавского и Энфильд (по 2.500 - 3.000), Жемличка (2.000 - 2.500) и затем шли мелкие фабриканты и кустари, которые давали в общем около 10.000 велосипедов в год. Фактически же вырабатывали целиком велосипеды только «Д у к с» и «Л е й т н е р», остальные фабриканты и кустари производили только сборку велосипедов из запасных частей и сырья, ввозимого из - за границы.
За время войны и революции мелкие фабриканты и кустари прекратили свое производство. Завод «Дукс» перешел на другой тип производства. Остался единственный завод - в гор. Харькове, с ежегодным выпуском в 23.000 машин.
НУЖНЫ 200 000 ВЕЛОСИПЕДОВ.
При таком незначительном количестве велосипедов, выпускаемых внутри страны, и ограниченном ввозе их из - за границы, на рынке ощущается «велосипедный голод».
По грубым подсчетам, годовая потребность на ближайшие годы выражается в 200.000 шт. велосипедов.
Велосипедная промышленность и само производство машин в западных странах построено на своеобразных принципах. Большинство крупных заводов с выпускной способностью от 10 до 100 тысяч велосипедов в год фактически занимаются только сборкой велосипедных частей. В то же время существуют десятки и сотни не менее крупных заводов, которые занимаются выработкой отдельных частей велосипеда. Один завод изготовляет трубы и производит прочистку лент для ободьев, второй изготовляет цепи, третий втулки, четвертый седла и т. д.
Небезынтересно будет дать хотя бы некоторые цифровые данные о величине производства велосипедов и их использовании в западных странах.
Германия еще в 1887 году имела 64 предприятия, изготавливающие велосипеды, с общим количеством рабочих в 1.165 чел. и годовой выпускной способностью в 7.000 машин, ввозя дополнительно, главным образом из Англии, 20.000 шт. велосипедов. В дальнейшем велосипедная промышленность в Германии начинает быстро расти, и уже к 1890 г. выпускная способность страны достигает 200.000 велосипедов. К настоящему моменту выпускная способность всех заводов Германии выражается в l 1/2 миллиона велосипедов в год, при чем 1/10 часть этого количества идет в экспорт.
Возьмем данные небольшой страны - Италии, за десятилетие. Если в 1914 году там было выпущено 1.250.701 машина, то 1924 году заводы Италии уже выбросили на рынок свыше 2.250.000 велосипедов.
С появлением механических экипажей и автомобилей появились опасения, что эти виды транспорта затормозят распространение велосипеда или парализуют его совсем. Статистические же сводки западных стран, вопреки этому мнению, устанавливают, что распространение велосипеда идет наряду с развитием автомобилизма и мотоциклизма.
Причина этому кроется в том, что цены на механические экипажи слишком высоки.
Переходя к вопросу о выборе типа велосипеда, изготовляемого за границей и пригодного для пользования в наших дорожных условиях, приходится признать, что заграничные велосипеды непригодны в наших условиях. Нужно работать над созданием специального типа велосипеда, соответствующего нашим, «российским» условиям.
Стоимость велосипеда в западных странах в среднем, на наши деньги 50 - 60 рублей. Более высокие сорта расцениваются в 80 - 90 рублей, а самые дешевые в 30 - 40 рублей.
У нас машин мало и стоят они очень дорого. Необходимо организовать широкое производство велосипедов в СССР невысокой стоимости и достаточной прочности. Организовать продажу их в кредит рабочим, крестьянам, служащим.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.