20 лет работы втроем

Вера Голубена| опубликовано в номере №447-448, январь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Три молодых художника: Михаил Куприннов, Порфирий Крылов и Николай Соколов - Кукрыниксы, - готовясь к первому творческому отчёту, четырнадцать лет назад писали:

«Нам 85 лет.

Окончили живописный и два раза полиграфический факультеты Вхутеина, но учились больше у Донье.

Восемь лет жили в общежитии.

1923 год - стенгазета Вхутеина.

1925 год - начали печататься в журналах и газетах (первое время петитом).

Последние два года работаем над плакатом, книгой, живописью и в театре.

Втроём лучше продумывать, лучше работать, лучше учиться...»

Так втроём они прошли большой творческий путь: минуло два десятилетия со дня появления их первой печатной карикатуры - дружеского шаржа на писательскую молодёжь, опубликованного журналом «Комсомолия» в начале 1926 года. Это был первый совместный шаг в большую творческую жизнь остроумных, талантливых художников, нашедших друг друга и объединившихся ещё в студенческие годы под крышей Вхутемаса - Московской высшей художественной школы.

... Михаилу Куприянову исполнилось шестнадцать лет, когда он решил уехать из местечка Тетюши на Волге в Туркестан работать на угольных копях «Солюкта». До копей Михаил не доехал, остался в Ташкенте. Вскоре управление копями, где он работал младшим техником, рассталось с ним - Куприянов поступил в ташкентскую художественную школу. А в 1921 году, имея на руках путёвку в Петроградскую академию художеств, он добрался до Москвы. Билет в Петроград достать не удалось, да и времени терять не хотелось, и Михаил Куприянов поступил на полиграфический факультет Вхутемаса.

Осенью того же года приехал в Москву с палкой своих акварелей девятнадцатилетний кладовщик инструментального цеха Тульского патронного завода Порфирий Крылов. Его зачислили на живописный факультет Вхутемаса. Познакомились Куприянов и Крылов через год. Крылова в ту пору уже знали в институте почти все. Он был членом студенческого комитета, с увлечением работал в стенгазете. Куприянову нравились рисунки Крылова. Он стал помогать Крылову оформлять студенческую газету «Красный Октябрь». Они сблизились, потом стали вместе редактировать «Арапотдел». Подписывались «Крыкуп» или «Кукры», складывая первые слоги своих фамилий.

«Никс» - Николай Соколов - присоединился к ним двумя годами позже. В те времена он ещё жил в Рыбинске, работал конторщиком в Райкомводе, вечерами писал декорации для рыбинских клубов да занимался живописью. В 1923 году Николай Соколов держал конкурсный экзамен во Вхутемас. Отбор был строгий, из двухсот желающих учиться приняли лишь семьдесят. Ректор - Вхутемаса профессор Фаворский сразу выделил рисунки Соколова и «Никс» сделался студентом графического факультета.

Однажды - это было в 1924 году - Соколов принёс в стенгазету две карикатуры. Рисунки понравились Куприянову и Крылову. Карикатуру «Одни корпят над натюрмортами, а другие над натюрмордами» ораву же поместили.

С тех пор художники стали работать втроём. Длинную узкую полосу стенгазеты заполняли все вместе, одновременно. Часто делали это в спешке - времени не хватало. Поправляли друг друга, менялись местами, заканчивали рисунок один за другого, вместе придумывали и развивали темы. Работалось весело и быстро. Так начались «Кукрыниксы», замечательное содружество художников...

О Кукрыниксах - студентах Вхутемаса - заговорили. Их остроумные карикатуры всегда были метки и содержательны. Вскоре пришёл первый заказ: журнал «Комсомолия» поручил им сделать дружеский шарж на молодых литераторов. Три студента Вхутемаса стали завсегдатаями литературных вечеров. Присматривались, делали зарисовки. Потом сличали портреты, выбирали лучшие, обсуждали композицию и уже по привычке, укоренившейся в стенгазете, все втроём начинали рисовать. Так создавались приёмы и техника коллективной работы, которых придерживаются Кукрыниксы по сей день. Первый рисунок в журнале определил сферу творчества начинающих художников. Вскоре смешные карикатуры и дружеские шаржи Кукрыниксов на темы литературы и искусства завоевали широкую популярность и прочно вошли в литературную жизнь столицы.

Однажды Вл. Маяковский, встретив художников в Доме Герцена, предложил им оформить первые четыре картины его пьесы «Клоп». Маяковский счёл, что избранные им оформители помогут ему злее высмеять пошлость мещанства. Сатирическая манера автора «Клопа» увлекла Кукрыниксов, и они взялись за работу в театре. Первый опыт оказался удачным. В 1931 году Кукрыниксы выступили в качестве художников спектакля «Тревога» в Театре рабочей молодёжи, а ещё через год своими декорациями содействовали успеху «Города Глупова» в Театре сатиры.

В эти же годы Кукрыниксы выступили в качестве книжных трафиков. Они проиллюстрировали «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова и «Басни» Демьяна Бедного. Работа над книжной иллюстрацией породила у них желание написать несколько крупных полотен маслом, объединённых впоследствии в серии «Гражданская война» и «Портреты генералов».

Кукрыниксами заинтересовался Алексей Максимович Горький. В статье, предпосланной первой выставке работ Кукрыниксов, он писал:

«Их талантливость общепризнана; за шесть лет своей остроумной, весёлой работы они отлично показали и непрерывность своего роста и ценность своего творчества». Горький видел большое будущее этой «троицы» и указал художникам выход на широкое поприще политической сатиры.

«Они, как мне кажется, - писал он, - несколько излишне специализировались на литературе, на литераторах. Это не плохо. В литераторах всегда было и ещё осталось много смешного, литератор привык смотреть на себя, как на человека с плюсом, хотя весьма часто этот плюс - просто бородавка на носу или опухоль непомерно раздутого самообожания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены