Три молодых художника: Михаил Куприннов, Порфирий Крылов и Николай Соколов - Кукрыниксы, - готовясь к первому творческому отчёту, четырнадцать лет назад писали:
«Нам 85 лет.
Окончили живописный и два раза полиграфический факультеты Вхутеина, но учились больше у Донье.
Восемь лет жили в общежитии.
1923 год - стенгазета Вхутеина.
1925 год - начали печататься в журналах и газетах (первое время петитом).
Последние два года работаем над плакатом, книгой, живописью и в театре.
Втроём лучше продумывать, лучше работать, лучше учиться...»
Так втроём они прошли большой творческий путь: минуло два десятилетия со дня появления их первой печатной карикатуры - дружеского шаржа на писательскую молодёжь, опубликованного журналом «Комсомолия» в начале 1926 года. Это был первый совместный шаг в большую творческую жизнь остроумных, талантливых художников, нашедших друг друга и объединившихся ещё в студенческие годы под крышей Вхутемаса - Московской высшей художественной школы.
... Михаилу Куприянову исполнилось шестнадцать лет, когда он решил уехать из местечка Тетюши на Волге в Туркестан работать на угольных копях «Солюкта». До копей Михаил не доехал, остался в Ташкенте. Вскоре управление копями, где он работал младшим техником, рассталось с ним - Куприянов поступил в ташкентскую художественную школу. А в 1921 году, имея на руках путёвку в Петроградскую академию художеств, он добрался до Москвы. Билет в Петроград достать не удалось, да и времени терять не хотелось, и Михаил Куприянов поступил на полиграфический факультет Вхутемаса.
Осенью того же года приехал в Москву с палкой своих акварелей девятнадцатилетний кладовщик инструментального цеха Тульского патронного завода Порфирий Крылов. Его зачислили на живописный факультет Вхутемаса. Познакомились Куприянов и Крылов через год. Крылова в ту пору уже знали в институте почти все. Он был членом студенческого комитета, с увлечением работал в стенгазете. Куприянову нравились рисунки Крылова. Он стал помогать Крылову оформлять студенческую газету «Красный Октябрь». Они сблизились, потом стали вместе редактировать «Арапотдел». Подписывались «Крыкуп» или «Кукры», складывая первые слоги своих фамилий.
«Никс» - Николай Соколов - присоединился к ним двумя годами позже. В те времена он ещё жил в Рыбинске, работал конторщиком в Райкомводе, вечерами писал декорации для рыбинских клубов да занимался живописью. В 1923 году Николай Соколов держал конкурсный экзамен во Вхутемас. Отбор был строгий, из двухсот желающих учиться приняли лишь семьдесят. Ректор - Вхутемаса профессор Фаворский сразу выделил рисунки Соколова и «Никс» сделался студентом графического факультета.
Однажды - это было в 1924 году - Соколов принёс в стенгазету две карикатуры. Рисунки понравились Куприянову и Крылову. Карикатуру «Одни корпят над натюрмортами, а другие над натюрмордами» ораву же поместили.
С тех пор художники стали работать втроём. Длинную узкую полосу стенгазеты заполняли все вместе, одновременно. Часто делали это в спешке - времени не хватало. Поправляли друг друга, менялись местами, заканчивали рисунок один за другого, вместе придумывали и развивали темы. Работалось весело и быстро. Так начались «Кукрыниксы», замечательное содружество художников...
О Кукрыниксах - студентах Вхутемаса - заговорили. Их остроумные карикатуры всегда были метки и содержательны. Вскоре пришёл первый заказ: журнал «Комсомолия» поручил им сделать дружеский шарж на молодых литераторов. Три студента Вхутемаса стали завсегдатаями литературных вечеров. Присматривались, делали зарисовки. Потом сличали портреты, выбирали лучшие, обсуждали композицию и уже по привычке, укоренившейся в стенгазете, все втроём начинали рисовать. Так создавались приёмы и техника коллективной работы, которых придерживаются Кукрыниксы по сей день. Первый рисунок в журнале определил сферу творчества начинающих художников. Вскоре смешные карикатуры и дружеские шаржи Кукрыниксов на темы литературы и искусства завоевали широкую популярность и прочно вошли в литературную жизнь столицы.
Однажды Вл. Маяковский, встретив художников в Доме Герцена, предложил им оформить первые четыре картины его пьесы «Клоп». Маяковский счёл, что избранные им оформители помогут ему злее высмеять пошлость мещанства. Сатирическая манера автора «Клопа» увлекла Кукрыниксов, и они взялись за работу в театре. Первый опыт оказался удачным. В 1931 году Кукрыниксы выступили в качестве художников спектакля «Тревога» в Театре рабочей молодёжи, а ещё через год своими декорациями содействовали успеху «Города Глупова» в Театре сатиры.
В эти же годы Кукрыниксы выступили в качестве книжных трафиков. Они проиллюстрировали «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова и «Басни» Демьяна Бедного. Работа над книжной иллюстрацией породила у них желание написать несколько крупных полотен маслом, объединённых впоследствии в серии «Гражданская война» и «Портреты генералов».
Кукрыниксами заинтересовался Алексей Максимович Горький. В статье, предпосланной первой выставке работ Кукрыниксов, он писал:
«Их талантливость общепризнана; за шесть лет своей остроумной, весёлой работы они отлично показали и непрерывность своего роста и ценность своего творчества». Горький видел большое будущее этой «троицы» и указал художникам выход на широкое поприще политической сатиры.
«Они, как мне кажется, - писал он, - несколько излишне специализировались на литературе, на литераторах. Это не плохо. В литераторах всегда было и ещё осталось много смешного, литератор привык смотреть на себя, как на человека с плюсом, хотя весьма часто этот плюс - просто бородавка на носу или опухоль непомерно раздутого самообожания.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из записных книжек