1917 - 1967

опубликовано в номере №973, декабрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тюмень - Тобольск. Бейнеу - Кун-град, Шушь - Шалтырь, Гурьев - Астрахань... Это география сегодняшних строек стальных магистралей, это новые важные артерии нашей страны. Сорок лет назад на карте железных дорог был лишь один адрес новостройки - Турксиб. За сорок лет по этой дороге перевезены горы металла, мяса, хлопка, выросли вдоль путей новые города - Аягуз, Чу, Джамбул, Талды-Курган, караванами составов управляют теперь централизованные диспетчерские. И все равно даже сейчас при слове «Турксиб» каждый вспоминает ставшие далекими тридцатые годы, первые годы первой пятилетки. В мае 1930 года журнал «Смена» сообщал своим читателям: 25 апреля 1930 года на станции Айне-Булак произошла смычка северного и южного участков Турксиба, одного из гигантов нового социалистического строительства СССР. Регулярное движение по Турксибу открывается 15 мая. Основные работы по строительству Турнсиба начались в 1927 году. Срок постройки был установлен пятилетний. Потом этот срок был сокращен правительством на 1 год и приурочен к концу 1931 года. Однако благодаря высокому трудовому энтузиазму всего коллектива работников Турксиба строительство закончилось на год раньше срока, намеченного по последнему, утвержденному правительством плану. Протяжение Турксиба - 1 442 километра. Стоимость строительства была определена в 203 миллиона 707 тысяч рублей. Однако эта стоимость была снижена до 175 миллионов рублей. Казахстан до краев переполнен драгоценными кладами. Гордость его, величайшее богатство - цветные металлы: медь, цинк, свинец. Недаром этот край прозвали страной цветного металла. Только теперь, когда перережет Казахстан стальная линия Турксиба, оживут безлюдные, тихие степи. Трудно было строить эту дорогу. Ветер срывал песок с железнодорожных насыпей, а в другом месте засыпал им рельсы, канавы, карьеры. Ураганные ливни смывали полотно, не желая пользоваться прорытыми канавами, которые доверху были забиты клубками перекати-поле. Хлеб и воду приходилось везти за десятки километров. Вода становилась горячей, пока ее довозили, но и она казалась желанной в этой стране раскаленного солнца. Несмотря на это, дорога росла по три километра в день. Прочно ляжет по казахской степи новая железная дорога, и не узнать будет безлюдной и мертвой страны. Прошло сорок лет. Железная дорога прочно легла в казахской степи, и так же прочно легла в историю легенда о Турксибе - трассе народного подвига.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Суровый обличитель

К трехсотлетию со дня рождения Джонатана Свифта (1667-1745)