17 миллионов

П Лопатин| опубликовано в номере №166-167, сентябрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вместимость ее к концу пятилетки - 160 тонн. Рост ровно в 4 раза.

Этот стремительный рост трудно назвать омоложением. Действительно - что общего хотя бы между заводом им. Сталина в 1927 г., вырабатывающим 303 тыс. тонн чугуна, и этим же заводом в 1932 г., выпускающим 1020 тыс. тонн? Как можно сравнить завод им. Ворошилова с его производительностью в 228 тыс. тонн в 1927 г. с его новым выпуском 1080 тыс. тонн в 1932 г.?

«Старики» не омолодятся - они переродятся. От своего старого они оставят только место и славное имя. Все же остальное им даст пятилетка. И это остальное будет таким убедительным и совершенным, какого не знал не только Советский Союз, но сплошь и рядом не знает Европа. Потому что 1 млн. тонн в год чугуна - это производительность величайших металлургических заводов земного шара.

На долю вот этих - то «переродившихся стариков» и выпадет львиная доля осуществления гигантской программы советской металлургии.

Последний год пятилетки будет годом, когда в помощь «старикам» своей полной мощью придут новые гиганты металлургии. 6,5 млн. тонн чугуна - почти в 2 раза больше, чем давали все 39 заводов 1927 года - получит Союз от новых металлургических заводов - этих от начала до конца детищ пятилетки.

Новыми заводами вправе будет гордиться Союз: о некоторых из них американцы уже сейчас говорят, что на земном шаре нет заводов, по своей мощи и смелости технического замысла равных новым заводам пятилетки.

 

 

Хлеб из чугуна

 

Первый из 6 - первый не по мощи своей, а по времени окончания строительных работ - Керченский металлургический имени т. Войкова. Он уже почти родился: две домны из трех уже вступили в работу.

Место его рождения - Крым, где еще вчера не было ни промышленного пролетариата, ни настоящей индустрии. Точнее, он родился в центре величайшего Керченского железорудного месторождения, в котором лежит 4 млрд. тонн руды - 2/3 всех железных запасов Союза. И здесь, к слову сказать, до последнего времени не было ни одного даже плохонького завода, который мог бы считать себя опередившим Керченский по использованию этого громадного железного клада. Правда, в царское время два раза пытались иностранцы соорудить здесь металлургическое предприятие, но два раза им приходилось отступать: бедные железом керченские руды требовали громадного размаха производства, чтобы дать дешевый и хороший чугун, и этот размах оказался под силу только социалистической пятилетке.

Сейчас на море и на низенький город Керчь - город французских вафель, фруктовых вод и лимонада - гордо смотрят трубы домен, бункера, угольные башни, воздушные ленты транспортера, переплеты прокатного цеха, газоочистки, томассовский цех, новые коксовые печи и химический завод, который из отходов кокса будет давать аммиак, нафталин, масла, сотни красок и лекарства. На город, на поля смотрит мельница по переработке томас - шлака в томасс - фосфатное удобрение, мельница, перерабатывающая шлак в муку, повышающую урожай на полях вдвое.

Хлеб из чугуна - такова одна из деталей этого первого из 6 гигантов пятилетки.

Но этого мало. Если сегодня Керченский металлургический еще берет уголь из Донбасса, то завтра он получит его из диких гор Абхазии - из нового, революцией открытого Ткварчельского угольного месторождения. Вереницы морских судов с углем пойдут из Абхазии в Керчь, чтобы здесь наполнить трюмы керченской рудой, вернуться обратно в Абхазию к новому металлургическому заводу в Ткварчеллах, который будет питаться железной рудой Крыма и каменным углем родной Абхазии.

Так создается громадный металлургический комбинат «Керчь - Ткварчеллы», «Крым - Абхазия», и подъездной веткой в нем будут сотни километров Черного моря. Таков размах пятилетки. Первая ячейка этого удивительного комбината готова: Керченский завод уже прочно встал там, где четыре года тому назад была пустынная степь и прекрасная охота на зайцев.

 

 

Материнский завод «города заводов»

 

Представьте себе: каждый день 1 700 товарных вагонов катятся по железнодорожным путям Союза по направлению к «городу Днепровских порогов», выросшему около сверхмощной Днепровской электростанции.

Десятки вагонов идут из далекого Забайкалья, груженые редким вольфрамом, молибденом и плавиковым шпатом. Сотни вагонов катятся с Урала с его серным колчеданом и магнезитом. Мазут и нефтяной кокс движутся с Грозненских нефтяных промыслов, а барий - из знойного Закавказья. Целыми составами отправляется к комбинату поваренная соль Славянска, известняк Белой Криницы, марганец Никополя и алюминиевые бокситы Тихвина. И десятками маршрутных поездов идут железная руда Кривого Рога и каменный уголь Донбасса.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены