материалы

Литература | 19 Февраля 2010

Лев Гумилевский. «Чертова музыка».

Рассказ. Публикация - Станислав Никоненко

Все материалы автора

биография

Лев Иванович Гумилевский (1890-1976) родился в Аткарске в многодетной семье казначейского чиновника. Он окончил Саратовскую гимназию, но дальнейшее образование не заладилось: два курса юридического факультета Казанского университета и четыре семестра Высших сельскохозяйственных курсов в Саратове.

Зато удачно сложилась литературная деятельность.

С начала 1910-х годов в петербургских и саратовских газетах появлялись его стихи, а в 1910 г. в Саратове вышла первая поэтическая книга Гумилевского. Постепенно он переходит на прозу и, переехав в 1915 году в Петроград, печатается во многих журналах и газетах. Проблемы города, его контрасты, голод, проституция, социальные противоречия – он пишет обо всем, и издатели рады его печатать. Выпущены первые сборники рассказов: «Рассказы из современной войны» (1915), «Темный круг» и «Пять героев» (1918).

Перебравшись вновь в Саратов, он начинает писать первые пьесы, а затем и роман «Эмигранты». В 1923 г. писатель – уже в Москве, и здесь Гумилевский ставит свой рекорд: в 1925 году у него выходит 13 книг повестей и рассказов! А в общей сложности за 11 лет писательской деятельности Лев Иванович выпустил 40 книг. Резкий поворот в судьбе произошел после публикации повести «Собачий переулок», где он описал моральное разложение комсомольцев, нарушение всех норм половой этики, разгульные оргии вожаков молодежи. С погромной статьей на Гумилевского обрушился Н.Бухарин. После этого в течение трех лет писателя не печатали.

Спас его А.М.Горький, предложив написать несколько книг для серии «ЖЗЛ». И долгие годы жизнь Гумилевского была связана с этой серией. Более трех десятков интереснейших книг о знаменитых российских и зарубежных ученых и изобретателях – немецком инженере Рудольфе Дизеле, шведском изобретателе Густаве Лавале, химиках А.М.Бутлерове и Н.Н.Зимине, геохимике В.И.Вернадском, знаменитых русских инженерах, создателях самолетов и железнодорожной техники – переиздаются по сей день. В меньшей степени уделяется внимание его чисто литературным произведениям. А жаль. Судьбы людей, характеры, коллизии в его повестях и рассказах так же увлекательны сегодня для нас, как и для первых его читателей 85 лет назад.

Виджет Архива Смены