Паралимпийский спорт в России
О грядущем проведении Олимпиады в Сочи говорят много: его и хвалят, и ругают. С одной стороны, речь идёт о поднятии интереса к спорту у молодёжи и тем самым воспитании здорового поколения, с другой — об очередных финансовых дележах налоговых денег в высоких сферах и возможных допинговых скандалах. Несомненно одно: проведение проекта такого масштаба автоматически обязано выявить различные стороны поднятой проблемы, в том числе и такие, на которые долгое время по каким-то причинам общество закрывало глаза. Это может быть не только недостаток финансирования, но и российский менталитет. Об одном из таких аспектов и пойдёт речь ниже.
Олимпиада в Ванкувере прославилась среди россиян не только провалами российской олимпийской сборной. Почти сразу же широкий резонанс получили успехи. Только не сильных здоровых людей, а инвалидов. Людей с ограниченными возможностями, маломобильных групп населения, как их ещё называют. О них говорили гораздо меньше, чем о здоровых соотечественниках, в прессе на них почти не возлагали надежд. А они взяли и выиграли. Второе место по медалям, фактически — первое.
Летом 2010 года на проходившем в «Лужниках» международном форуме «Россия — спортивная держава» экспертами, занимающимся проблемами паралимпийцев, были проведены круглые столы, конференции и семинары. Отдельной темой стал паралимпийский спорт в имидже России, подробно рассказывалось о специфике паралимпийзма, а также был отмечен факт положительного влияния на мнение о России в мировом сообществе, основанный на известной фразе, что о развитости страны можно судить по её отношению к старикам, детям и инвалидам. Среди примеров были упомянуты проведение в декабре 2009 года на Красной площади Международного дня инвалидов, который посетил президент РФ Дмитрий Медведев, а также комплекс запланированных мероприятий паралимпийских видов спорта, которые должны будут пройти, начиная с чемпионата мира 2011 года по лыжным гонкам и биатлону в Ханты-Мансийске.
Чуть позже, в декабре того же года, РИА «Новости» представило проект, к которому готовилось почти три года и который носит название «Спорт без преград». Одной из основных задач проекта, о которой говорил на презентации заместитель главного редактора РИАН Валерий Левченко, является не только расширение возможностей для занятий спортом людей с ограниченными способностями, но и улучшение условий их работы и досуга.
Это же подтвердил и глава города Сочи Анатолий Пахомов во время посвящённого проекту телемоста. В своём выступлении мэр отметил, что к проблеме паралимпийского спорта стоит подходить не только с позиции «высших достижений», но и рассматривая его в рамках адаптации для инвалидов самой городской (и не только) среды. В городе, который выбран столицей Олимпиады-2014, на конец 2010 года насчитывалось более 400 инвалидов-колясочников, более 500 инвалидов по зрению, около 300 инвалидов по слуху и около 1000 детей-инвалидов.
При этом мэр откровенно признаёт, что, несмотря на кураторство вопроса зампредом правительства РФ Дмитрием Козаком, до его решения ещё очень далеко. Было определено несколько первоочерёдных целей для создания безбарьерной для инвалидов среды: модернизация транспортной инфраструктуры, доступное обслуживание для людей с ограниченными возможностями, их комфортное размещение и создание уже упомянутой безбарьерной среды, в которую можно включить и первые три фактора. Всё это было разграничено по трём направлениям финансового обеспечения, под которые уже заложено финансирование: малозатратные, с использованием федеральных и местных бюджетов и финансоёмкие. Общая запланированная сумма составила чуть меньше 2 млрд руб.
Также бюджетным (муниципальным или краевым) учреждениям были даны отдельные распоряжения изыскать средства и в обязательном порядке выполнить подготовленные архитекторами проекты для адаптации объектов под безбарьерную для инвалидов среду. В обязательном порядке (о чём еще летом упоминал на форуме «Россия — спортивная держава» вице-президент Паралимпийского комитета России Сергей Евсеев) новые спортивные сооружения строятся в соответствии с новыми нормативами, соответствующими интересам маломобильных групп населения. В частности, при строительстве учитываются определённая ширина дверных проёмов, требования к санитарным комнатам, наличие удобных подъездов, пандусов, парковок для инвалидов и т. д. Отдельно был создан институт архитекторов, решающих вопросы приспособленности зданий для маломобильных групп населения. На конец 2010 года их численность составляла 19 человек.
Одновременно администрациями города и районов проводился анализ доступности объектов для инвалидов по аналогичным вышеуказанным показателям, результаты фиксировались в форме актов обследования доступности окружающей среды для маломобильных групп населения по 30 отдельным характеристикам. Уже по этим итогам были составлены реестры социальной инфраструктуры, не отвечающие требованиям доступности, предложенные на рассмотрение комитету г. Сочи по реализации подготовки к XXII Олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм.
Слушая спикера, я вспоминала Мадрид и Барселону. Мы с мужем ехали из аэропорта на метро и, чтобы перейти на другую платформу, должны были подняться по лестнице высотой примерно с эскалатор московской «Киевской». В руках у Мишки оказался тяжеленный чемодан, набитый взятыми в отпуск вещами. Внезапно меня осенило.
— Стоп! Ищем лифт.
— С чего ты взяла, что он здесь есть? — удивился муж.
— Потому что у них была Олимпиада. И после её проведения Испания считается одной из самых приспособленных для жизни инвалидов стран.
Лифт обнаружился прямо за углом. Вместе с нами на нём поехал не только опирающийся на палочку старичок, но и молодая дама с коляской, и парочка таких же, как мы, туристов с чемоданами и характерными аэропортовыми наклейками на них.
Но одной из самых основных проблем, пожалуй, даже перекрывающей вопросы неприспособленности инфраструктуры, мэр назвал само отношение здоровых к людям с ограниченными возможностями, определив его как проблему общей культуры населения. В частности, А. Пахомов отметил, что, даже если и заменить весь транспорт на приспособленный для инвалидов и сделать к нему удобные подъезды с тротуаров, проблема всё равно останется, пока автобусные остановки будут заставлены частным транспортом, и общественный вынужден будет из‑за этого останавливаться посреди проезжей части, что, естественно, сильно затруднит доступ к нему и обычным людям, не говоря уж о тех, кто передвигается на колясках.
С проблемой активно борются. В частности, мэр упомянул активистов движения «Стоп, хам!», вешающих на машины любителей припарковаться, где не положено, яркие наклейки с соответствующим воззванием и умудрившихся повоевать даже с «голубыми мигалками».
Присоединяясь к мнению мэра, я бы, пожалуй, добавила и свои недавние наблюдения. К проблемам общей культуры населения можно отнести не только привычку оставлять свои машины перед остановками. Будучи беременной (и, таким образом, временно попав в категорию «маломобильных»), я сама очень остро почувствовала, что это такое, когда тебе не уступают место в метро или троллейбусе, сидя прямо под надписью «Места для...», и ты вынуждена при этом нависать над сидящим с лишним весом почти в 20 килограммов. Слава богу, я не инвалид и через несколько месяцев буду двигаться и переносить поездки в общественном транспорте так же легко, как это было до беременности. Но для того, чтобы очень хорошо понять человека, всю жизнь вынужденного передвигаться с трудом, этого оказалось достаточно. Воистину, как говорится, сытый голодного...
Открыв для себя удобство лифтов в европейском метро (аналогичными лифтами мне довелось воспользоваться и в Париже, и в Брюсселе, причём в некоторые из них можно было зайти прямо с улицы), после возвращения я принялась считать их же в московском. Пока на глаза (так, что его не нужно было искать) попался только один, в Митино. Но, к сожалению, он был заперт на ключ, а чтобы добраться до него, всё равно необходимо спуститься по лестнице, что сделать тому же колясочнику в одиночку почти нереально.
При этом не стоит думать, что в той же вышеупомянутой Испании для инвалидов нет никаких ограничений. Например, существуют режимные объекты, в число которых входят аэропорты, где инвалиду физически сложно передвигаться со скоростью потока (либо необходимо на какое‑то время всё‑таки покидать средство передвижения, например у рентгеновских аппаратов), при этом не создать пробку, не мешать другим и не повредиться самому. Для таких случаев существуют специальные службы, сотрудники которых помогут сесть инвалиду в коляску (а потом и в самолёт), провезут по всему зданию аэропорта и помогут вызвать такси. В испанских аэропортах эти сотрудники одеты в ярко-жёлтую форму, которая заметна издалека.
По свидетельству же тех россиян, которые пытались воспользоваться аналогичными услугами в московских аэропортах, сделать это крайне сложно даже здоровому человеку, не говоря уж о том, чтобы проделать все нужные для посадки действия инвалиду самостоятельно. Например, если рядом не окажется провожающих друзей или родственников, инвалиду в ту же самую коляску, предназначенную для передвижения по аэропорту и до самолёта, придётся пересаживаться самостоятельно, не говоря уж о том, каких усилий будет стоить её получение.
Поэтому ничего удивительного, что в один голос с мэром президент оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко подтвердил, что первичным является не наличие пандусов для колясочников и дорожек для слабовидящих, не устранение физических барьеров, а изменение отношения к людям с инвалидностью в обществе. «Это огромная армия людей, — подчеркнул спикер, — которые каждый день совершают подвиг, просто выходя на улицу, и которые должны получить равные со всеми гражданами возможности для того, чтобы быть активными участниками всех процессов в обществе. В том числе и при подготовке к Играм». Президент напомнил о программе правительства по созданию безбарьерной среды по всей стране, концепция которой была разработана именно оргкомитетом, и сказал, что он рад, что наконец‑то начался переход к конкретным действиям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Архитектурные инновации Олимпиады прошлого и будущего
Яичное многоборье и другие
Пять против, пять за. Ничья