Воздушный щит

опубликовано в номере №1133, август 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

На вопросы «Смены» отвечает Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами, Главный маршал авиации, Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов

- Павел Степанович, что наиболее характерно для развития Военно-Воздушных Сил в последние годы!

Военно-Воздушные силы являются важной составной частью Советских Вооруженных Сил. Они способны решать ответственные задачи, связанные с обеспечением безопасности нашей Родины и стран социалистического содружества. Военные самолеты и вертолеты воплощают в себе последние достижения отечественной науки и техники. Они оборудованы сложными автоматизированными системами боевого управления и навигации, велика и их огневая мощь. Это межконтинентальные самолеты-ракетоносцы, всепогодные сверхзвуковые истребители и истребители-бомбардировщики, разведчики, это могучие турбовинтовые транспортные гиганты и вертолеты. Наши ВВС не стоят на месте, они непрерывно развиваются, в части поступают все более современная авиационная техника, вооружение, новейшие средства управления и обеспечения полетов.

Не так давно советские летчики-испытатели установили три мировых рекорда скороподъемности. На серийном самолете Е-266 они за несколько секунд достигли высот а 20, 25, 30 километров. Это подлинный триумф советской авиационной мысли и в то же время свидетельство исключительного профессионального мастерства наших летчиков. Многие наши самолеты по летно-техническим характеристикам и вооружению превосходят однотипные самолеты капиталистических стран.

ВВС могут с высокой надежностью оберегать воздушное пространство нашей страны и эффективно обеспечивать наступательные операции Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

Достижения и успехи военной авиации - результат повседневной заботы Коммунистической партии, ее ленинского Центрального Комитета. В руководстве партии главный источник силы и могущества Советского государства и его Вооруженных Сил.

Сейчас в авиационных соединениях и частях могучим родником бьет творческая инициатива, направленная на успешное претворение в жизнь решений XXIV съезда партии, задач четвертого, определяющего года девятой пятилетки.

Горячий отклик у всего личного состава Военно-воздушных Сил вызвала яркая, исключительно глубокая речь Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева на XVII съезде комсомола. Молодые воины-авиаторы знают, что у них нет сейчас задачи более важной, чем делом ответить на призыв партии - активно, по-боевому участвовать в массовом движении молодежи за высокое качество работы, за мастерство, за честь своего коллектива, за то, чтобы быть достойным высокого звания защитника коммунизма, интернационалиста-ленинца.

Тесно сплоченные вокруг Коммунистической партии, беспредельно преданные социалистической Родине, военные авиаторы зорко охраняют мирный созидательный труд советского народа и готовы до конца выполнить свой воинский долг.

- Товарищ Главнокомандующий, каково было состояние советской авиации накануне Великой Отечественной войны и какова роль Военно-Воздушных Сил в победе над гитлеровской Германией!

Быстро развивавшаяся в годы предвоенных пятилеток тяжелая индустрия позволила создать мощную научную и материально-техническую базу для развития авиации. Неоценимую помощь авиации оказал комсомол. По его призыву в авиацию пришли тысячи юношей и девушек, ставших впоследствии замечательными пилотами, инженерами и механиками. На протяжении всех последующих лет комсомол, шефствуя над ВВС, направлял в авиацию лучших из лучших, преданных и идейно закаленных сынов Родины.

С 1935 года советская авиация полностью перешла на эксплуатацию самолетов отечественного производства. К тому времени у нас была уже своя школа летного мастерства, наши ученые, конструкторы, летчики добились замечательных успехов. Вспомните подвиги М. Водопьянова, С. Леваневского, В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, В. Гризодубовой, М. Раскосой.

По решению Коммунистической партии и Советского правительства накануне Великой Отечественной войны была проведена крупная реконструкция авиационной промышленности, в результате которой ее производственные мощности к 1941 году увеличились вдвое против 1939 года. На вооружение наших авиачастей стали поступать более совершенные истребители МиГ-3, Як-1, штурмовики Ил-2 и бомбардировщики.

С первого до последнего дня войны наша авиация, постепенно наращивая силы, делала все возможное для победы над врагом. Ни одна сколько-нибудь крупная операция не проводилась без участия ВВС. Авиация прикрывала наши войска и промышленные объекты от ударов с воздуха, уничтожала живую силу и боевую технику врага, вела разведку, обеспечивала связь с партизанами, громила группировки сухопутных сил противника, его авиационные соединения, стратегические объекты в глубоком тылу фашистской Германии.

В годы суровых испытаний с особой силой проявились исключительно высокие морально-боевые качества славных воинов-авиаторов. Наши летчики без колебаний вступали в бой с многократно превосходящими силами противника и одерживали победы, а если требовала боевая обстановка и воинский долг, смело таранили врага.

Навечно вписаны в боевую летопись войны имена и дела отважных советских соколов - Н. Гастелло, В. Талалихина, А. Маресьева, С. Супруга, Б. Сафонова. Всему миру известны имена отважных воздушных бойцов - ныне маршала авиации А. Покрышкина и генерал-полковника авиации И. Кожедуба.

Вот один лишь пример мужества наших летчиков. 7 июля 1943 года на Курской дуге, на второй день после начала этой невиданной по размаху битвы, гвардии старший лейтенант Николай Котлов встретил в воздухе самолеты противника, В течение нескольких минут Котлов сбил четыре вражеских машины, но вскоре и сам был вновь атакован истребителями противника. Осколками снаряда, разорвавшегося в кабине, Николаю оторвало ногу, «о, несмотря на невероятную боль, он поджег пятый самолет врага, а затем покинул свою горящую машину и приземлился на парашюте в расположении наших пехотных частей. Разве можно не преклоняться перед такими людьми!

Из всех самолетов, потерянных гитлеровской Германией в период войны, три четверти было уничтожено на советско-германском фронте, 55 тысяч из них сбито в воздухе и сожжено на земле лётчиками ВВС, ВМФ и истребительной авиации ПВО.

- Принято считать, что в минувшей войне самое большое танковое сражение произошло под Прохоровной. Каковы масштабы крупнейших воздушных битв!

Считаю, что не следует выделять какое-то одно воздушное сражение. Каждое из них отвечало нашим возможностям и задачам того или иного этапа войны.

В битве под Москвой враг имел значительное численное преимущество в воздухе, но, несмотря на это, ему почти не удавалось захватить инициативу: мужество советских летчиков срывало планы гитлеровцев. Постепенно сила ударов нашей авиации возрастала. Если к началу декабря 1941 года в авиационных частях и соединениях наших фронтов под Москвой насчитывалось около 760 самолетов, то в сражении под Курском их было уже до 4 300, в Белорусской операции - около 6 тысяч, в Берлинской - 7 500 боевых самолетов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены