Мы ждем самолет, и все же его появление застает нас врасплох. Самолет проносится над самыми кронами деревьев. Я едва успеваю щелкнуть затвором фотоаппарата. В тот же момент раскрылись створки поплавков, и на лес обрушились потоки воды. Этот грандиозный душ почти не задел нас - мы стоим на краю лесного пожара.
Идут очередные испытания лесопожарного самолета АН-2П, созданного в конструкторском бюро Олега Константиновича Антонова.
От моего спутника Володи Боровкова сейчас зависит многое: он должен с максимальной точностью навести самолет на линию огня. У него портативная рация. Я слышу его голос:
- Патрульный! Патрульный! Я - «Камелия». Попадание отличное! Следующий слив по тому же курсу на 70 метров впереди.
Это значит, что за один заход ликвидировано 70 метров огневого фронта.
Через три часа после высадки Боровкова пожар, вспыхнувший на площади в 11 гектаров, ликвидирован. Без самолета на этом участке сорок человек работали бы без отдыха двое суток.
А крылатый брандспойт уже торопится к новому очагу. Ведь каждая выигранная у пожара минута – это кубометры и кубометры спасенного леса. А пожаров много: прошли сухие грозы и запалили тайгу.
... Машина снижается на ближайшее к пожару озеро. Коснулась воды. Скорость 50 километров в час. Первый пилот-пожарник Валерий Бобров нажимает кнопку «Забор воды» - в открывшиеся створки поплавков устремилась вода. Я чувствую это по едва заметному «клевку» самолета. Проходит секунда... пять... семь. Самолет увеличивает скорость. Поплавки заполнены - на маленьком пульте вспыхнула контрольная лампочка.
Летчик-наблюдатель Доб-ротворский кричит Боброву:
- Большая плотность леса. Добавь смачиватель!
Смачиватель - это специальный препарат, который добавляют в воду, чтобы она быстрее стекала с листвы и хвои деревьев.
Крутой разворот, и, выпрямившись, самолет окунается в дым. Кажется, будто мы нырнули в облако, хотя до вершин деревьев всего десять метров. Бобров открывает сливные створки, и самолет, освободившийся от груза, прыгает вверх. Через несколько секунд в наушниках второго пилота слышен голос Боровкова - просит еще два слива. Это значит, что после двух заходов пожар будет ликвидирован.
- Уже сейчас десять машин АН-2 переоборудуются в лесопожарный вариант АН-П2, и к следующему «сезону» пожаров они вступят в строй.
- Как «заказчик» я удовлетворен работой самолета. Я сам побывал под этим ливнем на кромке огня и должен сказать, что наши требования выполнены отлично. Судите сами: за один заход машина локализует 70 метров огня. Новые самолеты будут работать в Западной Сибири, Карелии, Красноярском крае и на Дальнем Востоке.
- В наших условиях - при огромных расстояниях и малой плотности населения - АН-2П - машина незаменимая. Теперь при пожарах нет надобности мобилизовывать население. Если раньше для ликвидации пожара на площади 11 га приходилось высаживать 30 - 40 человек, то теперь высаживаем всего двух наблюдателей. Технические и эксплуатационные данные новой машины таковы, что, обнаружив пожар, мы сразу можем его ликвидировать.
- Усложнилось ли управление машиной по сравнению с обычным гидросамолетом? Можно считать, что нет. Пульт «забора» и «слива» воды очень невелик и прост в управлении. Трудность только в том, что при тушении пожара взлет и посадку приходится делать через каждые 5-10 минут. Но я думаю, что такого рода трудности полностью окупаются результатами работы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Юмористический рассказ