Никогда еще в Доме культуры нашего комбината не собиралось так много нарядных девушек и юношей. Никогда еще в огромном зале не было так торжественно и вместе с тем уютно, просто и весело, как в эту субботу, когда мы праздновали свадьбу своих товарищей, хороших производственников, комсомольцев Тересы Лисаюте и Виктора Беспалова.
Подруги Тересы - Рома Стулгайтите, Дануте Андрейкявичюте и Ирена Норкуте - в литовских национальных костюмах ведут невесту в зал и надевают на нее рутовый венок и фату.
А тем временем подъехали жених и сват со свитой. Сват невесты - директор Дома культуры Казлаускас - вместе с подружками невесты оплетает гирляндами цветов дверь; сват жениха - директор комбината Мацюлявичюс - произносит длиннющую тираду, просит впустить молодого сокола, который ищет себе пару. Однако сват невесты просит прежде отгадать целый ряд загадок. Директору комбината приходится поломать голову над загадками, а молодежь весело хохочет.
Наконец свата и жениха пускают в зал. Но что это? Невесты нет. А - а, вот куда она скрылась! Сват подходит и большому домотканому полотнищу, за которым прячется молодая со своими подругами. Девушки показывают из - за края полотна то палец, то кончин ножки, то руку, а сват должен угадать невесту. Вот он потянул кого - то за руку - не та. Девушка в наказание обрызгала свата водой. Тянет другую - опять не та, снова наказан: вымазали сажей... Новый взрыв смеха...
Наконец он нашел невесту, подводит Тересу к Виктору и знакомит их, хотя они уже два года трудятся в одном цехе. Но что поделаешь? Сват должен исполнять свои обязанности!
И вот по улицам Каунаса катят машины, украшенные венками из цветов. Впереди открытая машина, в которой едет приглашающий Стяпас Шилкайтис с узорчатым рушником через плечо, с жезлом в руне. Он оповещает всех, что сегодня славная комсомольская свадьба, и приглашает гостей.
В отделении загса оркестр исполняет «Свадебный марш» Мендельсона. В красиво убранном зале зачитывают текст свидетельства о браке, Тереса и Виктор обмениваются обручальными кольцами, дают обет верности. Все поздравляют новобрачных, желают им долгих лет счастья...
Хлебом - солью встречают возвратившихся молодоженов родители. Снова поздравления, пожелания, песни девушек.
Пора садиться за стол. Но вдруг обнаруживают, что места жениха и невесты заняты: оставшиеся дома гости переоделись в невесту, жениха, свата и занимают стол. А настоящий сват должен дать выкуп. Но на то и сват, чтобы обвести вокруг пальца, - он откупается бутылкой вина, а вскоре поднимается шум: выяснилось, что в бутылке вместо вина квас и на закуску подали сырую картошку... Молодежь норовит разделаться со сватом, но сваха вносит каравай и тем искупает его вину. Начинается угощение. А тут новая затея: в зал въезжает медведь с бочонком и начинает всех потчевать пивом. Самому же ему приходится пить из бутылки с соской...
После полуночи опять поднялась суматоха. Оказалось, что сват - действительно обманщик. Золотые горы сулил, реки молочные обещал, дома, блинами крытые, полы из сыров, крашенные медом... Где все это? Создают судейскую коллегию, которая готовит свату приговор. А бедняга сват уже читает свое завещание, произносит последнее слово...
Но это свата не спасает. Его счастье, что Тереса милосердна. Она прощает ему все прегрешения.
Снова веселая музыка гремит в зале, снова звенят радостные песни...
Такие свадьбы проходят сегодня в каждом литовском городе, в каждом селе и деревне.
Мы знаем, как проходили свадьбы наших отцов, как их принуждали венчаться в костеле, платить ксендзам... Вечное проклятие «слуг божьих» навлекал на себя тот, кто осмеливался жениться без церковного обряда.
Сегодня нашей молодежи не нужна церковь. На основе старинных обычаев литовского народа комсомольцы создали новые свадебные обряды, в которых отражаются и народные традиции и новый, социалистический быт, новая жизнь Советской Литвы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.