Подвиги советских людей на суше, на море и в воздухе
Шторм, налетевший из глубин Тихого океана, нещадно бросал маленькое суденышко - самоходную баржу «Т-36» , и она то взлетала на гребни пенистых водяных гор, то проваливалась в черную бездну. Страшен был шторм, грозивший каждую минуту разломить самоходную баржу, но страшнее был голод.
Всё выдержали, всё перенесли герои Тихого океана - четверка отважных советских солдат-комсомольцев.
Никита Сергеевич Хрущев, приветствуя героическую четверку - Асхата Зиганшина, Филиппа Поплавского. Анатолия Крючковского и Ивана Федотова, - писал им:
«Мы гордимся и восхищаемся вашим славным подвигом, который представляет собой яркое проявление мужества и силы духа советских людей в борьбе с силами стихии» .
Легендарный дрейф четверни отважных комсомольцев, победивших слепую стихию, как бы отметил начало второго года семилетки - 1960 года.
Начался 1961 год. По стечению обстоятельств он тоже оказался связанным с подвигами советских моряков. Танкер «Егорьевск» , доставив горючее в западногерманский порт, направился под Новый год в дальнейший путь. В Бискайском заливе... Впрочем, предоставим «слово» вахтенному журналу «Егорьевска» :
18 ЧАСОВ 16 МИН. Услышаны два взрыва, один за другим. На мостик прибыли капитан и весь командный состав. В районе 6-7 танков столб огня. Объявлена пожарная тревога.
18 ЧАСОВ 20 МИН. Последовали еще два взрыва: один в районе танка 5 и насосного отделения, другой в районе танка 8. Посланы люди для пуска углекислоты на носовые танки.
18 ЧАСОВ 25 МИН. Последовал пятый взрыв в районе танка 2. Судно резко кренится на левый борт. Палуба левого борта ушла в воду.
18 ЧАСОВ 40 МИН. Стоп машина.
19 ЧАСОВ 15 МИН. Крен доходит до 40 градусов. Передвигаться по палубе невозможно. Капитан приказал всем покинуть судно.
19 ЧАСОВ 30 МИН. Спускаем правый кормовой бот. Левый бот сорван.
20 ЧАСОВ 15 МИН. Спущен подветренный правый бот средней надстройки. Экипаж покидает судно. Танкер на грани опрокидывания.
В конце записей вахтенного журнала капитан судна М. В. Фомин сделал приписку: «Оставляю судно около 20 часов 15 мин. Все документы взяты с собой. Фомин» .
Так скупым языком документа запечатлена трагедия в Бискайском заливе.
«Егорьевск» горел, как факел. Море бросало на судно свирепые волны, но и они не могли сбить огонь. К месту катастрофы прибыло английское судно - танкер «Клайд Сержент» . Английские моряки нашли среди бушующих волн Бискайского залива боты с советскими моряками и приняли пострадавших на борт своего танкера. Английская команда, осмотрев издали «Егорьевск» , нашла, что он находится в безнадежном состоянии, и направилась в Гибралтар, куда и доставила экипаж «Егорьевска» .
К месту трагических событий прибыло советское судно «Каховка» . Моряки нашли «Егорьевск» в Бискайском заливе полузатопленным, каким-то чудом державшимся на поверхности волн. Вид его был ужасен. Волны перекатывались через палубу, корпус сильно накренился на один борт, и, казалось, с минуты на минуту танкер должен перевернуться...
Капитан «Каховки» Борис Александрович Меркулов, посоветовавшись со своими помощниками, решил взять танкер «Егорьевск» на буксир и отвести его в ближайший порт. Для этого нужно было провести чрезвычайно сложную и опасную операцию: группа моряков должна высадиться на танкер и завести на него буксир. Но кто рискнет плыть к борту судна, так страшно изуродованного пожаром и морем? Кто посмеет забраться на круто поднимающуюся палубу, да еще во время шторма?
Смельчаки нашлись. Тринадцать моряков добровольно вызвались идти к «Егорьевску» .
Под командованием старшего штурмана Вячеслава Владимировича Златоустовского на спасение погибшего судна пошли моряки-комсомольцы. В ударной штурмовой группе были матросы Владислав Зайчиков, Анатолий Степин, механик Виктор Цыганков и их товарищи. Бесстрашные моряки с «Каховки» , презирая смертельную опасность, добрались до «Егорьевска» , и тогда Владислав Зайчиков первым бросился к штормтрапу, вцепился в него и стал подниматься на борт танкера. Вот и круто накренившаяся палуба. Зайчиков, цепляясь за малейший выступ, пробрался в полузатопленный коридор к насосам. Старший моторист Анатолий Степнин, заметив, что спущен флаг, поднял его на свое место, дав тем самым сигнал: «Егорьевск» жив! Танкер будет жить!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Кому: молодым механизаторам