В будущем музее советской печати журнал «БОВ» по праву займет почетное место родоначальника наших сатирических журналов. И хотя непонятное это название мало что может сказать современному читателю, оригинальная обложка да и все его графическое оформление напомнят ему яркие и красочные плакаты первых лет революции...
РОСТА не было единственным центром, выпускавшим плакаты в тяжелые годы гражданской войны. Не менее почетная роль в этом деле принадлежала литературно - издательскому отделу ПУРа (Политического управления Реввоенсовета), ведущим художником которого был Д. Моор. Именно этот отдел 17 ноября 1920 года выступил с инициативой издавать сатирический журнал. Распорядительная комиссия Госиздата записала в своем протоколе, что принято предложение В. Полонского издавать журнал «ОРС» («Орган революционной сатиры»).
Однако первоначальное название никого не удовлетворило - слишком оно было официальным. Спустя ряд лет, вспоминая о встречах с Маяковским, Моор рассказывал, как в начале двадцатых годов они «организовали сатирический журнал и не знали, как его назвать. Маяковский пришел и сразу заявил: «БОВ». И все поняли, что действительно «БОВ».
В шедшем от редакции «Декрете об учреждении «БОВ» и способах применения, присвоенного сей части мокро - и сухопутных, и всех вообще путных сил республики в государственном и частном порядке» постановлялось: «Ввести в постоянный обиход гражданской войны старое, испытанное, но за время империалистической бойни почти совсем забытое оружие - хохот». И далее сообщалось, что «для организованного ударного и примерного применения вышеописанного рода оружия учреждается на правах отдельной части особого назначения Боевой Отряд Весельчаков (БОВ), составляемый в порядке добровольной коммунистической повинности из всех умеющих по - революционному владеть им». По свидетельству М. Черемных, такую расшифровку слова «БОВ» дал автор декрета фельетонист Славинский. К. Левин, работавший техническим секретарем редакции, вспоминает, что в обсуждении «Декрета» участвовали все сотрудники журнала.
Вместе с Маяковским в журнале начали сотрудничать и его друзья «ростинцы» - М. Черемных, И. Малютин. Организовался действительно «боевой отряд» художников - сатириков, которые, как и Маяковский, любили, «чтоб агитация была веселая, со звоном».
Из обнаруженных недавно архивных документов стал известен состав редколлегии журнала. Кроме Маяковского, в редколлегию вошли художники Д. Моор, В. Дени и Славинский, писавший под псевдонимом «Жакасс».
В начале апреля 1921 года вышел в свет первый и единственный номер журнала.
Сейчас трудно с полной достоверностью назвать причину прекращения его издания. Скорее всего это было связано с резким обострением бумажного голода весной 1921 года, когда наполовину сократились и без того недостаточные тиражи наших газет.
Тематика вышедшего номера определялась двумя основными моментами в жизни страны: военной победой на фронтах гражданской войны и борьбой с теми, кто мешал хозяйственному восстановлению Советской республики. «Вылезшее из - за спины РСФСР «мурло мещанина» стало врагом N° 1. На последней странице обложки была помещена карикатура Моора: физиономия обывателя, ковыряющего у себя в носу. Рисунок сопровождался надписью: «Гражданин, не ковыряй в носу, есть дела поважней».
Более определенно тема борьбы с мещанством была выражена в программных для журнала стихотворениях Маяковского «Последняя страничка гражданской войны» и «О дряни», как известно, начинающегося словами:
Слава героям!
Впрочем,
Им
Довольно воздали дани;
Теперь
Поговорим
О дряни...
Незадолго перед смертью Маяковский написал и издал пьесу «Клоп», в которой, пожалуй, как ни в каком другом произведении советской литературы, ярко обнажена паразитирующая сущность мещанина - той самой дряни, о которой он впервые написал в журнале «БОВ». И, вероятно, вспоминая об этом, поэт подарил экземпляр своей пьесы Д. Моору с теплой и очень хорошо формулирующей их взаимоотношения надписью: «Дорогому собойцу и сотоварищу Моору Вл. Маяковский, 10. X. 29».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.