Для чего нужны стихи? Разве не проще рассказать то же самое прозой, и рассказать полнее, конкретнее, детализиро-ваннее? Такой вопрос порой задают люди, даже искренне любящие литературу и, как им кажется, понимающие ее. Вероятно, не последней причиной такого отношения к поэзии являются все еще нередкие сборники стихов, авторы которых предлагают читателю лишь добросовестно зарифмованные сообщения о чем-либо или же, в лучшем случае, мысли на этот счет, тщательно уложенные в стихотворный размер, но лишенные художественной выразительности. Да, такие стихи, действительно, если и отличаются от прозы, то прежде всего бедностью содержания.
Но вот вы открываете книжку и читаете:
Придавило сосной соболенка. Над зверьком наклонилась девчонка. А за ней собралась вся бригада: - Вот досада! - Какая досада!
А у девушки брови собольи... Парень смотрит с тоской и любовью: «Пожалела, видать, соболенка... Вот девчонка! Какая девчонка!»... Придавило сосной соболенка.
И все. Больше ничего не рассказано. А сколько сказано! За этим десятком строчек - человеческие образы, отношения, целая гамма чувств. Вот в этом-то и заключается обаяние поэзии, которая, как и музыка, обращается прежде всего к чувствам человека. Умение передать многое немногими, точно выбранными словами и отличает настоящего поэта.
Такое умение есть в лучших стихах первой книги Германа Флорова «Ока-сибирячка», выпущенной издательством «Советский писатель». Этот небольшой сборник сразу же подкупает живописной красочностью языка, мягкой и сдержанной авторской интонацией.
Автор книги - человек с зорким поэтическим зрением, влюбленный в просторы родной земли, в ее бесконечные дороги, таежные и горные тропы, в суровую и чудесную сибирскую природу, а главное, в людей - товарищей и спутников.
Красу на части не деля, Глядит в глаза мои земля. Глядит - и входит в мой рассказ Лучами трав, огнями глаз.
И там, где поэт действительно стоит лицом к лицу с жизнью, он побивается успеха.
«Костер геологов» - так называется первый и наиболее удачный, на наш взгляд, раздел книги. Сколько строк было написано о людях этой романтической и мужественной профессии, об их трудных дорогах! Но стихи Флорова - это не повторение уже известных «общих мест» и деклараций; автор останавливает свое внимание на вещах отнюдь не «эффектных», говорит порой как бы вполголоса, но говорит интересно и убедительно. В этих стихах особенно отчетливо проявляется тонкое чувство природы у Флорова. Зори, возвещенные «скромной песней куличковой», мшистые верховья рек, волчий шорох кедрачей, беспокойная тайга, не знающая еще, что маленькая записная книжка геолога, где «комары распяты на листах», «ее перевернет, как динамит», - все это по-настоящему видишь и ощущаешь.
К лучшим стихам первого раздела книги примыкают по своей живописности и емкости слова такие стихотворения, как «Зарницы», «Снежки», «Сарана», «Сосны в районе Братска», «Ока-сибирячка».
По-разному звучат стихи Флорова: в них и спокойное раздумье, и тревога опасного поиска, и скупая, мужественная улыбка. Автору веришь, следуешь за ним, и там, где он лишь осторожно касается глубокого и сложного, понимаешь это недосказанное - как, например, в стихотворении «Женщина», одном из самых хороших в книге.
Но далеко не все равноценно в сборнике «Ока-сибирячка». Иногда автор ограничивается внешней стороной изображаемого, в стихах исчезает подлинная мысль и появляются фальшивые нотки, которых не могут компенсировать никакие поэтические удачи («Таежница»). Типичной стихотворной отпиской являются «Верхолазы»; здесь все, «как положено»: и «гром «МАЗов», и «доверчивые подруги», и «алмазной твердости сердца», и... ничего нового для читателя.
Особняком стоят две вещи: «Сегодня весна» и «Зимняя любовь». В них то там, то здесь вдруг так явственно выступают интонации и приемы Маяковского, что это, как ни говори, граничит с прямым подражанием, несамостоятельностью. А ведь весь сборник говорит о том, что у Флорова есть свое собственное, определившееся поэтическое лицо!
Закрываешь книгу с благодарным и светлым чувством. Пожалуй, хочется лишь пожелать автору большей активности, может быть, даже резкости, более «личного» раскрытия тем в отличие от слишком частой в книге спокойной созерцательности.
«Ока-сибирячка» - хороший и интересный сборник. Удача Германа Флорова объясняется не только талантом, но и богатым жизненным опытом. Недаром книгу завершают такие строки:
Мне хочется сказать спасибо Бурильщикам и лесорубам, Всем, у кого я научился Владеть искусно топором и ломом...
Мне хочется сказать спасибо Бревенчатому общежитию За то, что стены его пахнут Таежной щедрою весной, За то, что проживают в нем, просторном, Красивые, большие люди. Они согреют эту землю цельной, Неодолимой, солнечной любовью, И зацветет таежная земля, Как ни одна земля не зацветала.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.