Признаться, я был немало смущен предложением написать статью о проблемах хоккея. Говорить о спортивных проблемах - значит критиковать нынешнее положение вещей. Но одно дело- писать, скажем, о футболе: были олимпийскими чемпионами, владели Кубком Европы, и то и другое потеряли - проблема, как говорится, налицо. Хоккей в последние годы ничего не терял. Хоккей только приобретал. Он захватил все пьедесталы почета: мировой, европейский, олимпийский - и не собирается в ближайшие годы уступать их никому. Но смутило меня не отсутствие повода и причин для разговора. Просто боязно, говоря о недостатках самого преуспевающего вида спорта, прослыть брюзгой.
И все-таки я взялся за перо.
Из МОЛОДЫХ,
да не ранние
Спорт молодеет с какой-то сказочной, непостижимой быстротой, молодеет в буквальном смысле этого слова. Болельщики со стажем еще помнят времена, когда погоду в спорте делали тридцатилетние. Григорий Федотов, Николай Дементьев и Автандил Гогоберидзе были самыми грозными футбольными форвардами. Всеволод Бобров, Александр Уваров и Алексей Гурышев вели вперед лучшие хоккейные тройки. Никифор Попов и Владимир Казанцев били стайерские рекорды в беге, Алексей Якушев и Владимир Щагин пробивали тройной блок на волейбольных площадках. Леонид Мешков и Мария Гавриш удивляли мир результатами на водных дорожках... Всем им и еще множеству столь же знаменитых спортсменов было в годы их расцвета около тридцати или даже за тридцать.
Теперь такие люди, как Евгений Гришин, Игорь Нетто или Арменак Алачачян, люди, успевшие уже отпраздновать свое тридцатилетие, но сумевшие остаться на заглавных ролях в спорте, - исключение. На них, этих уникумов, посматривают с удивлением, и трудно сказать, чего в этом удивлении больше - восторга или осуждения. Так смотрят на престарелого актера, не желающего расстаться с амплуа героя-любовника: «Ну и силен, черт! Однако не пора ли и подвинуться?»
Сейчас тон задают молодые. Валерию Брумелю 22 года, а на его лидерство покушаются и вовсе мальчишки. О 25-летнем футболисте Игоре Численко говорят как о ветеране «Динамо» и сборной. В 25 лет Юрий Власов отнял у Андерсона мировой рекорд в тяжелоатлетическом трое-борьбе, а недавно 25-летний Леонид Жаботинский отобрал у Власова золотую олимпийскую медаль. Едва ли не каждый второй рекорд пловцов попадает теперь сразу в две рекордные таблицы - взрослую и юношескую: так молоды нынешние рекордсмены.
Словом, спорт молодеет прямо на глазах. Хоккей помолодел едва ли не первым. Года четыре назад ветераны сошли как-то сразу, «оптом», уступив свои места даже не просто молодым, а совсем мальчишкам. Командные посты в сборной заняли 19-летние Александр Альметов, Вячеслав Старшинов, Владимир Юрзинов, Александр Рагулин. Причем это не были какие-то «одиннадцать неизвестных». Они заняли места в сборной по праву лучших игроков.
Да и те члены сборной, что постарше, - Константин Локтев и Вениамин Александров, Виктор Якушев и братья Майоровы - тоже в 18-19 лет уже занимали в своих командах ведущее положение.
А теперь давайте взглянем на хоккей 1963-1964 годов с этой самой возрастной колокольни.
В наших лучших командах сейчас много зрелых мастеров, которые могли бы серьезно поспорить с теми, кто защищает цвета сборной страны.
Такие игроки есть в ЦСКА и «Динамо», в «Спартаке» и «Химике», в «Локомотиве» и «Крыльях Советов». А много ли среди них 19-летних? Сказать, что их мало, - значит ничего не сказать. Их почти нет. Не знаю, как вам, а мне известны только два таких хоккеиста: горьковчанин Виталий Жидков, который еще в позапрошлом году обратил на себя внимание, и москвич, спартаковец Виктор Ярославцев. Среди тех, кто играет или может играть в молодежной сборной, много так называемых перспективных, подающих надежды. Игроков же высшего класса нет. И если сегодня и завтра их отсутствие не может пошатнуть наше положение лидера мирового любительского хоккея, то послезавтрашний день представляется не таким уж безоблачным.
Не берусь ответить исчерпывающе, откуда брались «юные звезды» раньше. Вероятно, не последнюю роль сыграл тут хоккей с мячом. Большинство нынешних наших корифеев, как и их предшественники, переселились в маленькие, огражденные бортами ледяные «коробки» с просторных полей русского хоккея. Они научились стремительно бегать на коньках, выходить на свободные места, много и точно пасовать.
Нынче этот путь - от хоккея с мячом к хоккею с шайбой - закрыт. Чем взрослей становится у нас хоккей с шайбой, тем меньше он похож на своего старшего брата, тем больше появляется в его характере своих собственных черт. И тот, кто хочет стать хорошим хоккеистом к двадцати годам, должен начать специализироваться еще в юности. Дороги двух хоккеев разошлись слишком далеко, так далеко, что мост от одного к другому теперь быстро не перебросишь.
Это понимают все. Недаром же при каждом коллективе созданы юношеская и молодежная команды. Они-то, по сути дела, и должны, как прежде хоккей с мячом, поставлять нам молодых мастеров. Должны, но не поставляют.
Почему? На этот вопрос я постараюсь ответить чуть позже. Иначе мне пришлось бы повторяться.
История с географией
Еще совсем недавно словосочетание «чемпионат СССР по хоккею» выглядело несколько странно. В первенстве участвовало множество команд России плюс рижская «Даугава», единственная нероссийская команда. В прошлом году а чемпионат включилось киевское «Динамо», в нынешнем - команды Казахстана и Белоруссии. Так что теперь даже самый въедливый блюститель точных формулировок не сможет придраться к термину «чемпионат страны». Нынешняя география хоккея включает в себя пять союзных республик.
Да, формалисту придраться не к чему, ибо его интересует только форма. Мы же с вами не формалисты. Поэтому давайте вникнем в содержание нашей хоккейной географии.
Участники чемпионата страны, или, как принято говорить, команды класса «А», разделены на две группы. И не по географическому признаку, а по силам. Звание чемпиона оспаривает сильнейшая, высшая группа. Остальные борются только за то, чтобы в нее попасть. Так вот, в высшей группе нет ни одной нероссийской команды.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.