Рач Сачлян... Первая буква имени легла на первую букву фамилии, и из них родился какой-то новый знак. Р. С. - эта лаконичная подпись появляется то под одной, то под другой работой, но если ее и не будет, ничего не изменится: визитная карточка художника - его почерк.
Московского скульптора Сачля-на - автора известного барельефа «Разбуженный Восток», до сих пор больше знают как графика. Рисунки Сачляна часто появляются на страницах газет и журналов. Художник знакомит нас с писателями, артистами, музыкантами, спортсменами. Сергей Михалков, Аркадий Райкин, Ван Клиберн, Марсель Марсо, Слава Метревели... Каждого из них Сачлян видит по-своему. Его зарисовки остры, темпераментны и не ограничены только внешним сходством с оригиналом.
Интересны графики Сачляна. Лучшие его работы, правда, сделаны три-четыре года назад, но они не утратили сегодня прелести новизны. «Дон-Кихот», «Девушка в плаще», «Рабочий», «Кошка и город»... Два десятка крепких, мастерски задуманных и превосходно выполненных листов. Современность выражения роднит графику и скульптуру Сачляна. Но это не главное. В каждом его рисунке видится ломкая линия горного хребта. Художник скульптурно точен, резок, целеустремлен.
Вот, например, «Яблоко раздора». Лицо женщины как бы пересекает лицо мужчины. И разобщенность и близость выражены с одинаковой силой. Два разных характера - мужской и женский - даны в смелом, талантливом решении.
Тема любви занимает большое место в творчестве Сачляна. Много лет работал художник над скульптурой «Влюбленные». В его мастерской на одном из стеллажей и сейчас стоит эскиз этой вещи - лучшего произведения Сачляна. Но как изменилось все, что было вначале! Лицо мужчины стало строже, определеннее. Облик женщины утратил незащищенную нежность первого свидания, стал глубже, сосредоточеннее. Это уже не просто влюбленные, это любовь. Трудная и сильная, на долгие годы. Некоторая условность изображения не обедняет замысла, не уводит в сторону, а, наоборот, раскрывает его полнее и убедительнее.
Есть здесь и четкий ритм, и музыкальность, и духовное напряжение. Взглянув на «Влюбленных», конечно, не скажешь традиционное «как живые». Но это и не бездушное трюкачество модерниста, это жизнь, увиденная художником по-своему.
Художник ищет, пробует. Его последнее увлечение - чеканка. Материал - медь и алюминий. Старая техника и новый силуэт. В Московском Доме композиторов можно увидеть мемориальную доску работы Сачляна. Лицо солдата вычеканено на металле.
- Чеканка увлекла меня, - говорит Сачлян, - и я думаю обратиться к теме завоевания космоса, чтобы решить ее этими новыми для меня средствами.
Взрыв эмоций всегда должен быть направленным. Но зоркость не должна мешать озаренности. Аксиома начальной геометрии о кратчайшем расстоянии между двумя точками для творчества пагубна. Линия поиска в искусстве может быть любой, и мера ее подлинности - правда. У Сачляна эта линия определилась. Она рельефна и угловата. И главное - поиск продолжается...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Картина Флавицкого