Если ваш приятель улетает из Москвы и вы хотите проводить его, то следует поразмыслить над бюджетом времени и выкроить из него часа три, не меньше. Куда бы ни держал путь ваш друг - в Иркутск или Тбилиси, в Прагу или Лондон, - в любом случае расчет будет прост: час езды до аэропорта, час - обратно, ну, и час в аэропорту. Это при условии, если вы живете в центре города... А ведь людей доставляют в аэропорты не медленный трамвай, а самые современные автомобили, автобусы, электропоезда. Быстрее нельзя!
Но так уж и в самом деле нельзя? Троллейбус движется в городе со скоростью двадцать километров в час, автобус несколько быстрее, электропоезд еще быстрее, автомобиль на загородном шоссе может безопасно развить скорость до девяноста километров в час. Много это или мало? Мало, потому что, оказывается, можно создать городской транспорт, который позволит развивать скорость до ста двадцати километров в час и перевозить сразу не 6-8 человек, как в маршрутном такси, а 400-450.
Этот новый вид московского транспорта еще в колыбели. Колыбелью является транспортная мастерская Института генерального плана Москвы. А у самого младенца звучное имя - монорельс.
Представьте себе уходящий вдаль ряд высоких Т-образных опор из армированного железобетона. Они выстроились друг за другом через каждые двадцать метров и несут на своих плечах два рельса, которые напоминают обычную двутавровую балку, только очень большую и не стальную, а железобетонную. Вот это сооружение и называется электрической монорельсовой дорогой.
На первых порах скептики, наверное, не будут доверять новому транспорту: «Как это так - целый вагон, а всего на одном только рельсе? Так и упасть недолго...» Но, конечно, сомнения рассеются быстро. Вагоны монорельсовой дороги сконструированы так, что они прочно и цепко сидят на рельсе. Именно сидят. На каждом вагоне спереди и сзади будут установлены особые колесные пары, которые прижмутся к бокам рельса и покатятся по его боковой поверхности.
Высокая скорость, немногочисленность остановок позволят «выпускать» на линию по 40-45 поездов в час в каждом направлении. Это значит, что ждать поезда придется не более 75 секунд. Красивые, легкие, обтекаемой формы вагоны, созданные по типу фюзеляжей современных самолетов, рассчитаны на 120-150 человек. Поезда, состоящие из трех вагонов, первоначально будут водить машинисты, но в будущем на дороге установят автоматы. По такой монорельсовой дороге за один час в одном направлении можно перевезти около пятнадцати тысяч человек, в то время как пропускная способность автобусных линий - не более четырех-пяти тысяч.
В транспортной мастерской Института генерального плана разработаны предложения по трассам ко всем «воздушным воротам» Москвы. Монорельсовые дороги свяжут столицу с существующими аэропортами в Шереметьеве и Внукове, а также с новым, строящимся в районе Домодедова. Кроме того, линия монорельсовой трассы пройдет в район излюбленного москвичами Клязьминского водохранилища, где на лесных берегах, создается зона отдыха. Монорельсовые трассы будут брать начало в периферийных районах города: в экспериментальном квартале Юго-Запада - на Внуково, в Химках - на Шереметьево, у Рижского вокзала - на Клязьминское водохранилище. А до этих районов пассажиров доставят уже действующие или строящиеся линии метро.
Пройдет несколько лет, и ваш путь в аэропорт с чемоданом либо за город с лыжами или складной лодкой будет занимать не более двадцати минут. Шуршащие эскалаторы поднимут вас на перрон воздушной железной дороги, голубые вагоны остановятся на секунды, и поезд помчится над землей - быстрый, как в сказке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.