Люди, помните

Юлиан Семенов| опубликовано в номере №808, январь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Немецкий публицист Генрих Лео писал в середине прошлого века в газете, весьма самонадеянно названной «Народной газетой», следующее: «Избави нас, боже, от гнили европейских народов и подари нам свеженькую, веселенькую войну...»

Генрих Лео повторил эту фразу еще раз накануне франко-германской войны 1871 года: «Боже, подари нам войну!»

«Веселенькую» войну подарили немецкие буржуа французским рабочим в прошлом веке. «Веселенькую» войну немецкие капиталисты и фашисты дважды подарили Европе в веке нынешнем. А теперь?

Шпейдели, хойзингеры и оберлендеры, недобитые гитлеровские ублюдки, командуют недобитыми гитлеровскими вояками, одетыми ныне в форму войск НАТО.

А политики Франции и Бельгии, Голландии и Дании, то есть тех самых стран, которые в первую голову подвергались немецкой агрессии, похлопывают по плечу гитлеровского молодчика и никак не хотят видеть, что руки этого молодчика в крови. Эти политики близоруки. Но народ не прощает близорукости. Народ помнит о том, что нес гитлеризм.

Пьеса лауреата международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» польского писателя Леона Кручковского «Первый день свободы» обращена и к тем, кто не видел фашизма: «Знайте!» - и к тем, кто фашизм видел: «Не забудьте и не простите!»

Действие ее происходит в 1945 году. Но пьеса злободневна. Она насыщена сегодняшними проблемами, она обращена и к будущему. Она взывает: «Нет-фашизму! Нет - реваншизму! Нет - Аденауэру - Гитлеру сегодня!»

... Пять польских офицеров в пустом немецком городке. Пять офицеров, только что освободившихся из концлагеря, где они провели пять томительно долгих, проклятых и черных лет.

Они находились в особых лагерях, где не физическое уничтожение угрожало им, а внутренний надрыв, постоянная моральная депрессия. На протяжении пяти лет они мучительно думали: сумеют ли выжить, сумеют ли в дальнейшем построить свою жизнь, как воспримут свободу и как ею воспользуются в отношении к большим проблемам, которые встанут перед ними, каков будет мир после победы над фашизмом?

И вот первый день свободы наступил. Пустой город. Пустые квартиры; располагайся, где хочешь. Страх перед встречей с родными и знакомыми. Страх и растерянность перед будущим.

Неожиданная встреча с немецким врачом и его дочерьми вносит разногласия между пятью друзьями. Один из них, Ян, уговаривает своих товарищей помочь этой семье - укрыть от разгулявшейся толпы. Он понимает, что эти немецкие девушки не виноваты в том, что произошло в мире, не виноваты в несчастье людей.

Но в момент, когда неожиданно остатки фашистской армии подступили к городку, старшая дочь доктора, взяв автомат, с церковной колокольни начала стрелять по освобожденным из концлагерей людям. И тогда Ян сам убивает ее.

Так попытка одного человека вернуть гуманные отношения между людьми, разорванные преступлениями фашизма, рушится. И всем становится ясно, что борьба за добрые отношения между народами может быть достигнута только усилиями сплоченных миллионных масс, руководимых передовыми идеями нашего века.

Пьесу Леона Кручковского «Первый день свободы» поставили в Драматическом театре имени Станиславского режиссеры М. Яншин и А. Аронов. В главных ролях заняты известные артисты кино Н. Веселовская, М. Менглет, П. Глебов, Е. Урбанский.

Когда уходишь со спектакля, невольно вспоминаешь слова Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!»

Пьеса Леона Кручковского - утверждение мира, человеческого достоинства, молодости, счастливой, свободной и созидающей...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Глобус

Международная газета "Смены"