В 20-х годах писательское издательство «Круг» выпустило в свет приключенческий роман со своеобразной рекламой на обложке: издательство приносило читателям извинение за возможные опечатки. Роман оказался столь увлекательным, что им зачитывались в ущерб профессиональным обязанностям даже наборщики и корректоры.
Нечто похожее происходит с книжными иллюстрациями, выполненными Гиви Манткава. Его рисунками любовались задолго до выхода книги: у художников, редакторов, техредов, корректоров они переходили из рук в руки, их показывали посетителям, у автора выпрашивали оригиналы. Это было в Сахалинском издательстве, где Гиви иллюстрировал книги. На мой взгляд, он сделал прекрасную суперобложку к стихам нивхского поэта Владимира Санги «Соленые брызги»: ряды юколы на вешалах образуют строгий узор, рыбьи тушки смело обозначены красными, зелеными, белыми пятнами. В столичном издательстве «Советский писатель» Гиви выполнил обложку и заставки к моим «Сахалинским тетрадям» (часть этих рисунков воспроизводит «Смена»),
Гиви Манткава создал серию рисунков «Сахалин в прошлом и настоящем», сделал грузинские зарисовки. Рисунки его интересны, живописны, исполнены глубокого смысла, очарования. Пишет он большей частью черным по белому, пером или тушью, и все-таки его «Охотское море» представляется нам сверкающим, озаренным ярким солнцем. Манткава вообще оптимист: вот вывернулся из тоннеля и катит по «Чертову мосту» жизнерадостный и по-своему величавый поезд. И в самом деле величественное это зрелище - железная дорога в горах, да и вообще красив современный Сахалин, преображенный трудом человека. А когда мысль художника обращается к мрачному прошлому острова, к каторжному Сахалину, про который говорили: «Кругом - море, в середине - горе», - Манткава рисует обобщенную, символическую фигуру одинокого, отчаявшегося «Бродяги» (в этом рисунке фигура мастерски завершает пространственную композицию). Мне нравится иллюстрация к рассказу «Нэнси». Изображен трус, по вине которого погиб человек. И мы заключаем, хотя бы по большой змеевидной тени, которую фигура отбрасывает на землю, что суд собственной совести вынес ему беспощадный приговор.
Пять лет назад на Южносахалинской выставке я впервые увидел Гиви Манткава у стендов с его произведениями. Это была для него пора поисков. На стенде висела картина (масло) на местный историко-революционный сюжет, выполненная в манере русской бытовой живописи. Картина эта могла служить разве что доказательством: из стен Тбилисской академии выходят грамотные художники. Рядом разместились яркие - «сарьянов-ские» - южные цветы и различные «пробы пера» в графике. Мне же запал в душу чуть грустный, преднамеренно неяркий сахалинский пейзаж: горы, глубокие тени на склонах, редколесье... Гиви Манткава уже тогда не гнался за фотографической похожестью, не выписывал детали, напротив, стремился к обобщению, но как раз в его рисунках воссоздан образ сахалинской природы. Гиви присуще своего рода геометрическое художественное видение. Здесь сказывается восприятие ландшафта современным человеком, тем более жителем Сахалина. Ему ведь не раз и не два приходилось глядеть на землю сверху, с самолета, с горного пика.
Гиви Манткава лаконичен, условен в своей графике, но всегда соблюдает художественную меру, не порывает с традициями жанра, значение которого он постиг, вглядываясь в работы своих учителей - Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе, Нико Пиросманишвили.
Во всяком случае, за эти годы Гили Манткава обрел свой почерк в графике, особенно книжной; его рисунки своеобычны, их узнаешь, не глядя на подпись художника. Из этого вовсе не следует, что он не нуждается во встрече с профессиональной, строгой, но дружественной, широкой, а не провинциально ограниченной критикой. Напротив, как мне кажется, молодой талантливый художник, работающий на далекой окраине и - хлеба ради насущного - загруженный главным образом ремесленной работой, нуждается в критике больше, чем кто-либо другой.
Но для того, чтобы такая встреча наконец состоялась, нужно бы собрать лучшее из графики Гиви Манткава и, может быть, издать альбом его сахалинских рисунков.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 90-летию со дня рождения А. В. Луначарского