Становление актера

Г Халтурин| опубликовано в номере №791, май 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семь лет назад на сцене Театра имени Ермоловой впервые появился молодой артист Владимир Андреев. Он дебютировал в горьковском спектакле «Достигаев и другие» в роли интеллигента Тятина.

В этой первой роли уже можно было увидеть стремление артиста найти свою собственную тему, тему, которую всегда требовал от актера учитель В. Андреева замечательный режиссер Андрей Михайлович Лобанов. Герой Андреева - человек неустанного внутреннего поиска, для которого жизнь - это борьба и за себя самого и за всех людей, живущих рядом.

Беспокойство души, страстная увлеченность делом, стремление к счастью, добытому трудом собственных рук, - вот что объединяет образы, созданные Андреевым на сцене театра: десятиклассника Алешку («В добрый час!» В. Розоза) с целинником Алексеем («С новым счастьем!» М. Светлова), инженера - геохимика Николая («Два упрямца» Н. Хикмета и В. Туляковой) с совсем юным Шуркой Зайцевым («Старые друзья» Л. Малюгина).

Каждый раз молодой артист находит точную деталь, выразительный штрих, характеризующие образ. Это могут быть глаза - неподвижные, вобравшие в себя всю боль отчаяния, бессилия, одиночества, - глаза раненого Володи в пьесе В. Розова «Вечно живые». Или руки Кости Жаворонкова - героя пьесы Я. Липковича «Несносный характер» - огромные, как черепахи, руки, которые обнимают одна другую, будто поздравляя с победой. Это движение Владимир Андреев подметил у экскаваторщика, с которым довелось ему однажды встретиться на киносъемках. Многое от него унаследовал герой Андреева - лихой весельчак Костя Жаворонков, который под маской искрометного озорства прячет чуткое, отзывчивое сердце, скрывает за игривой беззаботностью большое, глубокое раздумье. Это раздумье о человеке, о его месте в жизни.

В. Андреев показывает, как под влиянием большого чувства к Марии Гайдай - мастеру леспромхоза - Жаворонков освобождается от всего поверхностного, наносного, как сквозь внешнюю браваду проступает настоящий мужской характер. Вместе со своим героем артист последовательно проходит сложный внутренний путь самоутверждения. Поэтому отважный поступок «Жаворонка», первым преодолевшего опасный перевал, выглядит закономерно. И образ Кости в исполнении В. Андреева приобретает силу жизненной убедительности.

Каждая новая роль для актера - это важное и трудное испытание. Как часто приходится встречать молодых, удачно дебютировавших артистов, чьи работы в скором времени уже невозможно отличить друг от друга, чье дарование блекнет от спектакля к спектаклю под напором безжалостного штампа! В. Андрееву посчастливилось избежать подобной опасности. В самом деле, до чего разнятся между собой в исполнении артиста холодный, элегантный циник Гордон Уайтхауз в «Опасном повороте» Д. Пристли, коммунист Ковров е «Обозе второго разряда» Д. Давурина, художник «грустной осени» Сун - Юй в пьесе Го Мо - жо «Цюй - Юань»... А вот Робер Массубр - младший («Мольба о жизни» Ж. Дюваля) - хищник, лицемер, стяжатель. Робер Мас - субр не колеблется. До поры до времени он еще сохраняет видимость приличия. Но, дождавшись удачного момента, уже не медлит. Он выставляет отца из правления акционерного общества, становится на его место... В. Андреев сознательно заостряет чисто человеческую линию образа, в точности следуя завету А. М. Лобанова о необходимости философского союза с автором.

По-хорошему разным и обязательно современным остается герой В. Андреева и в кино. Поэтому так взволнован зритель, переживающий промахи и победы Алеши Никифорова («Ночной патруль»), радующийся за Митю Ласточкина («Доброе утро»), негодующий против расчетливого эгоизма Виталия («Человек родился»).

И как добрые вестники признания идут к Владимиру Андрееву письма зрителей. Среди них есть письмо, которого втайне ждет каждый актер: «...созданный вами образ настолько взволновал меня, что вот я уже пишу Вам как к товарищу, как к доброму знакомому, которому можно признаться в своих ошибках и рассказать о самом сокровенном».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Красный свет не загорится сам

Размышления о хоккейной славе

Саламата

Рассказ