Страшновато было, особенно ночью. Как - никак, тайга. Без ружья не отправлялись. Ну, а что касается работы, то работали, конечно, здорово!
... И снова дорога: мимо поселков, механизированных колонн, дальше и выше, в Саяны... Бурлит, бросается на скалы Кизир, а на противоположном берегу - горы, горы до самого неба, покрытые густой тайгой: пихтой, елью, сосной, осинником.
Впереди громадной лесистой грядой чернеет высокий кряж. Вершина его расколота надвое: две скалы уперлись острыми каменными пальцами, кажется, в самое небо. Там Каспинские ворота. Строителям Артемовского тракта понадобился когда - то целый год, чтобы пробить в скале узкую полоску. А нынешние строители должны во много раз быстрее пробить в глубине Каспинского перевала тоннель длиной в полтора километра.
Через скалы, через топь болот и тайгу идут комсомольцы головных поездов. И впереди - изыскатели, первые, кто прошел по трассе. Но иногда обгоняют и их.
... В январе Алексей Александрович Мотовилов, старший прораб строительства станции Кошурниково, получил распоряжение: срочно закончить строительство дома на Козинском перевале для головной партии изыскателей. Дом этот начали строить еще осенью, но пошли дожди, и работу прекратили. Задание было трудное. Условия работы на перевале не сулили ничего хорошего. Все знали, как переменчива на перевале погода: снегопад сменялся сухим, обжигающим ветром, ветер - бураном, буран - трескучим, невыносимым морозом.
Мотовилов думал: кого послать на перевал? Он решил сходить в бригаду местных плотников. К тайге они были привычны, перевал знали хорошо. «Наверняка, - думал прораб, - найдутся среди них добровольцы».
Однако местные плотники ответили отказом:
- Озолоти, Саныч, но на Козу ни за какие деньги не поедем. Мы ее, проклятую, с детства знаем. И шутить С ней не собираемся.
Прораб обратился к комсомольцам:
- Дело, ребята, серьезное, опасное. Работать придется в очень тяжелых условиях. Старожилы отказались. Подумайте.
Вечером к прорабу пришли шестеро.
- Решили ехать, - сказал за всех Михаил Власов. - Сделаем в срок. Когда выезжать?
Снаряжались в дорогу, как в настоящую экспедицию. В конце января выехали на перевал. Тянуть машину на Козу вызвался тракторист - комсомолец Зайков, бывший рабочий московского ремонтного завода.
В первый день добраться до перевала не удалось. Вьюга была такая, что не смог пробиться и трактор. Пришлось вернуться назад.
Алексей Александрович забеспокоился:
- На таком ветру любая охота пропадет.
- Ничего! - бодрились ребята. - Завтра чуть свет опять на штурм.
И снова в струну вытягивался трос, трактор тащил машину, пробивая в снегу траншею. Приходилось часто останавливаться, разгружать машину, Подтаскивать ее выше и снова нагружать...
На перевал поднялись только к вечеру. Комсомольцы огляделись. Стены недостроенного дома были завалены снегом, ребята увидели лишь огромную глыбу.
- Снежное царство! - усмехнулся Власов. - Ну, ладно, давайте обживаться. Первое - развести костер.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.