Люди, строя
завтрашнее счастье,
Не должны о прошлом
забывать...
Эти строки определяют в основном содержание вышедшего в Харькове сборника стихов молодого поэта Романа Левина, фрезеровщика одного из харьковских заводов.
Будучи еще подростком, Роман Левин пережил все ужасы фашистского нашествия: разорение родного дома, смерть близких, скитания по чужбине. Но невзгоды не сломили его, напротив, они пробудили в нем неистребимую любовь к жизни, и это легко понять: тот, кто на себе испытал кошмары войны, по - особенному чутко воспринимает «оглушающую» тишину читального зала. Для него нет выше наслаждения, чем видеть «красоту завидную обновленных земель». Как никто другой, дорожит он сердечным доверием и дружбой, желая «жизнь прожить - любовь не расплескать».
Напоминая сверстникам о том, какой ценой было завоевано их счастье, поэт призывает молодежь проверять себя трудом, не размениваться на пустяки, жить целеустремленно. С волнением говорит он об этом в стихотворении «Главное», где запечатлен образ нашего современника, молодого рабочего, живущего прежде всего интересами своей страны.
Молодого поэта занимают не только воспоминания о минувшей войне. Его волнуют и красоты родного края и романтика путешествий. Лучшие строки Левина убеждают, что он умеет видеть жизнь глазами художника, умеет находить яркие и точные краски. Вот город, умытый «лепестковым цветением, пропахший садами», на улицах которого «бойко торгуют сиренью старушки в цветастых платках». А вот «мороз над городом застыл, в оконные вправляя рамы неповторимые холсты»...
Для Левина живопись словом не самоцель. Образы у него, как правило, наполнены чувством и мыслью. Однако порой поэт оказывается на «лирическом мелководье», увлекается внешним описательством. Такова, например, осенняя зарисовка: дворник сжигает листву на бульваре, и листочки «с достоинством жертвенным гибнут»...
Проскальзывают в книге Романа Левина и подражательные нотки. Но чужие интонации - это неизбежные трудности роста. Для молодого поэта, уже вышедшего на свою поэтическую дорогу, эти трудности вполне преодолимы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Обсуждаем очерк «Дружили три товарища...»