Когда трубач зарю играет

В Бочарова| опубликовано в номере №966, август 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Трубача не видно. Но, наверно, веселый он человек, иначе не выводила бы труба так легко, так лихо и радостно. Ее звуки обрушиваются на ближний сосновый бор, падают вниз, к реке, и не успевают еще разлететься над ней, как строй ребят - от двенадцатилетних пацанят до широкоплечих семнадцатилетних парней - выстраивается на учебном плацу. Так начинается день воспитанников Московской военно-музыкальной школы. У проходной, на зависть мальчишкам с ближних улиц, - стройный воспитанник-дежурный в черной с алыми погонами форме. За оградой, в старинном ширококронном парке, - жилье, классы, спортплощадки. Всего здесь около двухсот учащихся. Как в каждом военном училище, у них жесткий рабочий режим: занятия по общеобразовательным предметам, строевая и, главное, музыкальная подготовка. Часто говорят: мальчишки есть мальчишки, будущих ученых-теоретиков и будущих пожарных одинаково манят футбол, шахматы, хоккей и другие непременные ребячьи увлечения. Наверное, так. Но здесь, кажется, все поглотила музыка. Постороннему глазу непривычно видеть мальчишку с флейтой в самом неожиданном месте - где-нибудь на пеньке в густых зарослях или шагающим по длинной аллее, старательно выдувающим одну ноту. Уже в половине девятого утра из каждой комнаты, из каждого класса слышны невообразимые трели и рулады гобоев, труб, альтов, валторн и еще десятка разных духовых инструментов: идет обязательное «прочищение» горла. Вскоре, правда, «музыкальный» берег Москвы-реки затихает, юные музыканты берут в руки учебники и превращаются в обыкновенных школьников. Но через несколько часов - опять музыкальные занятия. Потом - уроки, репетиции, строевые занятия, физическая подготовка. Вечером над лиловым лесом снова разносится многоголосая нестройная музыка: полтора часа длится самоподготовка по специальности. Конечно, не в день и не в неделю привыкают ребята к четкому порядку, но, войдя в ритм жизни военной школы, становятся организованными, волевыми. И, как оказалось, «сильными духом» умеют быть не только старшие. Рота майора Лебедева (самые юные воспитанники) - первая не только по порядковому номеру. Она лучшая. Ребята отобрали у старших знамя, на полотнище которого вышито «Переходящее знамя лучшей роте Московской военно-музыкальной школы от воинов Брестского гарнизона. Победителю в социалистическом соревновании». Выдержав немалый конкурс на вступительных экзаменах (военно-музыкальная школа - единственная в стране), ребята считают себя счастливцами. Секрет тут не хитер: мальчишек влечет не просто музыка, а военная музыка, военная дисциплина, военная организация. Это они открывают торжественные военные парады на Красной площади. Помните, следом за машиной командующего парадом - квадрат, идеальное равнение, как ни смотри: в шеренгах, в рядах, по диагонали. Единый шаг, единый взгляд, единый неуловимый взлет барабанных палочек. Славные ребячьи физиономии переполняет торжественность и серьезность. К этому событию долго готовятся, на тренировках шлифуется каждое движение. Этой почетной обязанностью гордится вся школа. «Мы - лицо парада», - говорят здесь. Есть у будущих военных дирижеров и музыкантов небольшая комната, в которую они часто приходят. Здесь - тридцатилетняя история школы. Фотографии... Воспитанники на открытиях съездов партии и комсомола. На военных парадах. На концертах. Почетные грамоты. Дипломы. Портреты военных - руководителей школы, с самого первого, полковника Леонида Николаевича Банка, до сегодняшнего, полковника Аркадия Николаевича Мякишева. История Московской военно-музыкальной школы неотрывна от традиций русской военной музыки. Воспитанники из книг знают тех, кто несколько веков назад шел впереди ратных дружин, воодушевляя их перед боем и вещая победу. Знают и помнят их... 1220 год. «Кони ржуть на Москве, бубны бьют на Коломне, трубы трубять в Серпухове, звенит слава по всей земле Руссной...» Идет войско русское в поход, впереди - весельчаки с трубами и бубнами, сопелями и барабанами. Это первые военные музыканты на Руси. Летит время. И вот уже Петр I в своих знаменитых военных реформах 1711 года во всех пехотных полках вводит штатные оркестры в составе девяти музыкантов, называвшихся тогда гобоистами, и шестнадцати барабанщиков. Музыка и война... Казалось бы, далекие друг от друга понятия. Но так уж сильно воздействует искусство на душу человека, пробуждая в нем боевой дух, силу, зовя на подвиг. Александр Васильевич Суворов не раз говорил: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая... Музыка удваивает, утраивает армию...» Со временем роль и назначение военной музыки меняются. Военные оркестры становятся «проводниками» музыки в массу народную. Успех оркестра русских кавалергардов на Международном конкурсе военных оркестрантов в 1867 году в Париже как бы предвосхитил грандиозную славу известного всему миру Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии имени Александрова. Военная музыка наших дней. Что это такое? «Ой, красивы над Волгой закаты»? «В путь»?.. Давно не начинают сражении барабанным боем и не занимают города под звуки фанфар. Военные оркестры стали, можно сказать, интеллектуальными. В их репертуаре не только походные марши и солдатские частушки, но и прекраснейшие песни и симфоническая музыка от первой военной симфонии Алябьева до выдающегося произведения наших дней - Седьмой симфонии Шостаковича. Полновластным хозяином и официальным представителем искусства приходит военный дирижер и музыкант в армейскую часть. Вот почему каждый воспитанник школы знает несколько духовых и народных инструментов, классическую и народную музыку, может руководить хором и большим духовым и симфоническим оркестром. Вот почему школа - резерв Московской государственной консерватории. Сейчас тихо на высоком берегу Москвы-реки, над маленькой пристанью Троице-Лыково. Летом меняется строй жизни военно-музыкальной школы: воспитанники разъезжаются по домам, отдыхают в Артеке. Юные музыканты давно стали любимцами во всесоюзном пионерском лагере. Тепло отозвался о них композитор Кабалевский: «Очень вы хорошо играете) По-настоящему хорошо!» В школе летом около трех десятков выпускников, которые готовятся к вступительным экзаменам в консерваторию, да те, кто, покоренный армейской романтикой, приехал поступать сюда, те, кого в Московской военно-музыкальной школе научат по-настоящему любить и знать музыку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены